Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [2]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [24]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [127]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 408

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Понедельник, 02.12.2024, 17:08
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Статьи. Теософия.

Символизм змеи в «Тайной Доктрине»


Символизм змеи в «Тайной Доктрине»

 «…Змей – предмет отвращения и поклонения, и люди питают к нему либо  беспощадную ненависть, либо преклоняются перед его мудростью. Ложь взывает к нему; осторожность заявляет на него право; зависть носит его в сердце, а красноречие - на своем жезле. В аду он превращается в бич фурий, на небесах Вечность делает его своим символом… Шатобриан».

                                                                              Е.П.Блаватская, «Тайная Доктрина», т.1, стр.521

          Изучая символизм Змеи, который в достаточной мере освещен как в мифологии, так и в разных философских системах и Учениях, я предлагаю остановиться на более глубоком рассмотрении этого символа. И, поскольку символ Змеи так подробно описан Еленой Петровной Блаватской в «Тайной Доктрине», входит в двенадцатичленную формулу Нидан, включен в систему Калачакры, мы и обратимся к этим источникам – Мифология, Теософия, Буддизм, Калачакра.

        Загадочные рептилии всегда привлекали к себе пристальное внимание человека, будоражили его лихорадочное воображение, вызывали интерес и любопытство, смешанные с опасением. О Змеях были сложены тысячи мифов и легенд, и в этом нет ничего удивительного: какие бы чувства не внушали они людям – восхищение и преклонение или отвращение и леденящий ужас, но оставаться к ним равнодушным не смог бы никто.

         Змея, пожалуй, одно из самых мистических животных, которое испокон веков было окружено тайной и ореолом загадочности. Практически нет ни одной эзотерической традиции, ни одной мифологии, в которой, так или иначе, не упоминался бы змей или змея. Естественно, это не случайно, т.к. Змея – это древний символ мудрости, спасения, вечной жизни и возрождения из мертвых.

              Змея – наиболее существенный и сложный из всех символов, воплощенных в животных, возможно, самый древний из них. Она была, в первую очередь, магическим, религиозным символом Сил, породивших жизнь, иногда она изображала самого Бога-Создателя. И, естественно, Змея стала первым животным, не просто носителем божественных качеств, а самим Божеством. Легенды всех племен, цивилизованных и диких, указывают на однажды бывшее всеобщим верование в великую мудрость и хитрость Змей.

        «В Египетской мифологии Вечный непроявленный Бог изображен эмблемою Змия Вечности, обвивающего урну с водою, причем голова движется над водою, которую Он оплодотворяет своим дыханием. В этом случае Змий является Духом Добра. В своем противоположном аспекте Он есть Кокодемон, Дух Зла»

Е.П.Блаватская, «Тайная Доктрина», 1том, стр.447

         В античном мире змея играла роль хранительницы домашнего очага.

За 1000 лет до н.э. змей, как символ мудрости, науки и познания, возник у греков. В Древней Греции змея выступала как один из атрибутов богини мудрости Афины и связывалась с целительством. Так, например, греческий бог врачевания Асклепий нередко предстает в мифах в образе змеи. Пифагор, известный греческий герой и математик, вырос среди таинств культа богини-Змеи, и само его имя означает «Я - Питон» или «Я - Змея».

         Чашу со змеей, как медицинский символ, связывают с историей ядов и противоядий. Чаша со змеей и в наше время считается символом медицины и аптечного дела. Однако, в истории медицины разных стран чаще эмблемой врачевания считалась змея, которая обвивается вокруг посоха.

         В религии многих народов Азии, Африки и Америки змея выступает в роли тотемного животного. Зулусы верили, что в змеях воплощаются их давно умершие предки.

        Змий стал образом или символом зла и дьявола лишь в средние века. Первые христиане имели своего двойственного Змея – добра и зла. Изображения змеи, прибитой к кресту, которые встречаются в средневековом христианском искусстве, стали символом воскресения и превосходства духа над плотью, также символом победы человека над пьянством.

                В тибетском буддизме «зеленый змий» называется один из трех основных животных инстинктов, присущих человеку – ненависть, и в то же время там существуют благоприятные дни подношения «Нагам» и даже праздник «Нагов». В Индии змеи (наги) считаются священными, являются символами защиты. Индийская кобра часто изображается с самоцветами на капюшоне, что символизирует духовные ценности.

Священная кобра (Урэус), изображаемая на лбу египетских фараонов, означала их посвящение в тайные ритуалы, на которых приобретались Знания Скрытой Мудрости. Есть легенда, которая рассказывает о том, что когда Будда странствовал, он лег на землю в полном изнеможении и уснул. А, проползавшая мимо кобра, увидев его, надула свой капюшон и закрыла им голову Будды от солнца.  Существуют изображения Будды, сидящего на Змее, или обвитым Желтой Змеей. Это изображение означает шестую неделю просветления под деревом Боддхи.

       Пример положительной символики змеи – понятие кундалини, символ внутренней силы, психической энергии, змееподобный клубок жизненной энергии, дремлющей в основании позвоночника. Энергию кундалини называют змеиной силой. Иногда ее изображают в виде свернувшейся змеи с головами на обоих концах.

        «…Китайцы, одна из наиболее древних народностей нашей Пятой Расы, сделали из Змия эмблему своих Императоров, которые являются, таким образом, выродившимися преемниками «Змиев» или Посвященных, правивших ранними расами Пятого Человечества. Этот трон Нагов-Императоров называется «Местопребыванием Дракона», и его одежды вышиты изображениями драконов.

        Конфуций говорил: «Дракон питается чистою (водою) [Мудрости] и забавляется в прозрачной (воде) [Жизни]…»

                                                                       Е.П.Блаватская, «Тайная Доктрина», т.2, стр.423-424 

        Существовала в древности и существует в настоящее время ассоциация Змия с Драконом.  «…Змий и Дракон были наименования, даваемые Мудрецам, Посвященным, Адептам древних времен. Именно их Мудрость и Знания пожирались и усваивались их последователями».

                                                                        Е.П.Блаватская, «Тайная Доктрина», т.1, стр.521-522 

      Змея и Дракон часто взаимозаменяемы, а в странах Дальнего Востока между ними вообще не делают различия.

       «Согласно аллегории все Змии  древности, как и Драконы, имеют Семь Голов.

Змий Вечности, несущий Вишну на протяжении Манвантары, и предыдущая аллегория - всё говорит и изображает Семь Начал во всей Природе и в человеке;   Он есть семиглавый Дракон, каждая голова которого есть звезда Малой Медведицы, но он так же был, главным образом, и Змием Тьмы, непостижимым и непознаваемым, Семь Глав которого были Семью Логосами, отражениями единого и первопроявленного Света-Вселенского Лотоса.»

«Тайная Доктрина» Е.П.Блаватская 2 том 

XII Станца во 2-ом томе  «Тайной Доктрины» гласит: «Змии, которые вновь спустились и установили мир с пятою, которые учили и наставляли ее».  Этот стих повествует о том, что во времена Первой, Второй и Третьей Расы хвост «Великого Дракона» во мгновение ока сметал народы с поверхности Земли. Этот «Древний Дракон» тождественен с «Великим Наводнением». «Великий Дракон оказывает уважение лишь Змиям Мудрости, следы нор которых находятся сейчас под Треугольными Камнями».

 «…То обстоятельство, что Змии всегда были эмблемами мудрости и осторожности, показано в Кадуцее Меркурия, который един с Тотом, Богом Мудрости, Гермесом и пр…. »

«Змий всегда был символом Адепта и его бессмертных сил и божественного знания».

«…Но древние аллегории указывают на двоякую мощь Тайной Мудрости: белую и черную магии. Она (аллегория) показывает, как эта олицетворенная Мудрость направляет после смерти и выявляет силу возвращать к жизни…Метафора эта весьма глубока, если только задуматься над ее смыслом.

      Все народы древности, за одним исключением, уважали этот символ; таким исключением являются христиане, которые решили забыть «медного Змия» Моисея, и даже признание самим Иисусом полного значения великой Мудрости и осторожности «Змия»: «Будьте мудры, как Змии и кротки, как голуби». «Примитивный Змий у язычников, которые выказывали философское распознавание в своих символах - символизировал Божественную Мудрость и Совершенство; всегда означал психическое Возрождение и Бессмертие»

 «Тайная Доктрина» 1том Е.П.Блаватская, стр.13 

«В каждом древнем языке слово «дракон» и «змий» означало то, что оно означает и сейчас  на китайском языке, именно «длинный», или же «существо, отличающее разумом», а на  греческом -«тот,кто видит и стережет».

Неужели же подобные эпитеты могли относиться к животному, носящему это наименование?

Неужели не очевидно, что куда бы суеверие и забвение первоначального смысла не привело ныне дикарей, но выше указанные определительные предназначались для человеческих прообразов, символами которых были Змии и Драконы. Эти прототипы ,по сей день именуемые в Китае «Драконами Мудрости» были первыми учениками Дхиани, которые были их Наставниками, короче говоря, они были первыми Адептами Третьей Расы и затем Четвертой и Пятой Расы. Имя это стало универсальным, и ни один здравомыслящий человек до начала христианской эры никогда не смешал бы человека с символом…»

                                                                                                            Е.П.Блаватская «Тайная Доктрина» 2т.стр.242-243

«Эзотерически существует заметная разница между словами Сарпа или Змея и Нага.

Сарпа или Змей происходит от корня srip-ползти.

Сарпа или Змеи произошли из волос Брамы, упали из его головы и каждый волос обернулся змеей. Их называют Сарпа, ибо они «ползают», но Нага в аллегориях, несмотря на их змеиный хвост , не ползают,но имеют возможность ходить, бегать и сражаться.»

                                                                                                            Е.П.Блаватская «Тайная Доктрина» 2т.стр210-211.

«В «Тайной Доктрине» первые Наги-Существа более мудрые, нежели Змии; являются Сынами

«Воли и Йоги»,рожденными до полного разделения полов, «развившимися в яйцах ,заключавших в себе человеческие зародыши, созданные силою (Крияшакти) Святых Мудрецов», принадлежавших к ранней Третьей Расе»

                                                                                                            «Тайная Доктрина» Е.П.Блаватская2т.стр210 

«Третья Раса создала таким образом, так называемых «Сынов Воли и Йоги» или же «Предков - Духовных Праотцов» - всех последующих и настоящих Архатов или Махатм истинно беспорочным путем. Они, поистине, были созданы, не порждены, как то были их братья Четвертой Расы, которые были зарождены через половое сочетание после разделения полов, «Падения Человека». Ибо создание есть лишь результат Воли, действующей на феноменальную Материю, вызывание из нее Изначального Божественного Света и Вечной Жизни. Они были «Сокровенные Семена» будущих Спасителей Человечества.»

                                                                                                            Е.П.Блаватская «Тайная Доктрина» 2т.стр201. 

      «Как символ, Змий имел столько же аспектов и оккультных значений, как и «Древо  Жизни», с которым он был эмблематично и почти нерасторжимо связан. Древо и Змий, вместе или по отдельности, никогда не были так унижены в древности, как сейчас. Итак, при начале своего совместного существования, как символа Бессмертного Существа, Древо и Змий, воистину, были божественными представлениями.»

                                                                      Е.П.Блаватская, «Тайная Доктрина», т.1, стр.523, 524 

         «Среди роскошных ветвей всех этих Мировых Древ обитает «Змий». Но тогда как Микрокосмическое Древо есть символ Змия Вечности и Абсолютной Истины как таковой, те, кто обитает в Микрокосмическом Древе – суть Змии Проявленной Мудрости, Единый есть и Всеединый; другие – его отраженные частицы. Конечно, «Древо» есть сам человек. Змий же, обитающий в каждом древе, - сознательный Манас, связующее звено между Духом и Материей, Небом и Землею…»

     Змий, держащий в пасти свой хвост, есть древний символ Вечности, внутри которого создаются и распадаются миры, символ всеобщего закона спиральной цикличности бытия и неизменности его обновления.

     «…Так же Землю называют «Царицею Змиев» и «Матерью всего, что движется»

Прежде, чем наш глобус стал яйцеобразным (как и Вселенная), «длинный хвост космической пыли (огненного тумана) двигался и извивался подобно Змею в Пространстве…»

«Вселенная, так же, как и Земля и человек, подобно Змию, периодически сбрасывает старую кожу, чтобы облечься в новую после известного периода отдыха…»

                                                                       Е.П.Блаватская, «Тайная Доктрина», т.1, стр.132-133 

    Некоторые, особенно мистические традиции, рассматривают змею, как символ бессмертия, а также эмблему метемпсихоза (перевоплощения).

    «Змей, как уже сказано, один из древнейших символов, и нетрудно проследить мысль о двойственном янусоподобном характере Змея – добром и злом». 

    «…Змий принадлежит к виду яйцеродных, он стал символом и эмблемою Логосов или Саморожденных…»

                                                                               Е.П.Блаватская, «Тайная Доктрина», т.1, стр.472 

     «Змии Мудрости» хорошо сохранили свои рекорды, и история человеческой эволюции начертана в Небесах так же, как начертана она на подземных стенах. Человечество и Звезды неразрывно связаны между собою, благодаря Разумам, управляющими последними» .

                                                                       Е.П.Блаватская, «Тайная Доктрина», т.2, стр.407-408

     В своем труде Сифре - Посвященный писатель-автор объясняет – пишет Елена Петровна: «Творящая Сила набрасывает начертания и спиральные линии своего творения в виде Змия. Он закусывает свой хвост, ибо это есть символ бесконечной Вечности и цикловых периодов.»

                                                                           Е.П.Блаватская, «Тайная Доктрина», т.2, стр.585

 

 Составила теософ  Мезинова Л.Н.

Н.Новгород.


 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Статьи. Теософия. | Добавил: iranad (20.03.2013) | Автор: Мезинова Л.Н..
Просмотров: 3179 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024