Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [2]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [24]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [127]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 408

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Среда, 04.12.2024, 12:39
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Калачакра. Теософские исследования.

Статья 1.ДРЕВО НИДАН И СИМВОЛИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ КАЛАЧАКРЫ

Статья 1.ДРЕВО НИДАН И СИМВОЛИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ КАЛАЧАКРЫ

Введение, которое больше похоже на эпиграф

 «Читайте Махаваггу и старайтесь понять не предубежденным западным умом, а духом интуиции и истины, что полностью Озаренный говорит в первой Кхандхака. Позвольте мне для вас перевести: «В то время Благословенный Будда был в Урувелле на берегах реки Неровигара, когда Он отдыхал под Бодхи Деревом Мудрости после того, как он стал уже Самбуддха, и в конце седьмого дня сосредоточив свой ум на цепи причинности, сказал так:

из Невежества происходят

самкхары тройной природы – продукции тела, речи и мыслей. Из самкхар происходит сознание,

из сознания происходит название и форма,

из этого происходит шесть сфер (шесть чувств, седьмое принадлежность озаренных);

от них происходит соприкасание,

и из него происходит ощущение;

из этого происходит жажда (или Желание, Кама, Танха), 

из жажды – привязанность,

существование,

рождение,

старость и смерть, печаль, сетование, страдание, уныние и отчаяние.

Опять посредством уничтожения невежества уничтожаются санкхары и их сознание, название и форма, шесть сфер, соприкасание, ощущение, жажда, привязанность (эгоизм), существование, рождение, старость, смерть, печаль, сетования, страдания, уныние и отчаяние. Таково прекращение всего этого множества страдания».

Зная это, Благословенный произнес следующие торжественные слова: «Когда истинная сущность вещей становится ясной медитирующему Бикшу, тогда исчезают все его сомнения, так как он узнал, какова эта сущность и что является ее причиной. Из невежества происходит все зло. Из знания приходит прекращение всего этого множества несчастий, и тогда медитирующий Брахман рассеивает полчища Мары подобно солнцу, освещающему небо».Медитация здесь обозначает сверхчеловеческие (не сверхъестественные) свойства или архатство в его высочайших и духовных силах».

/Из кн. «Письма Махатм» (письмо 57-е)/.

 Постановка задачи

Изучение цепи нидан полезно и интересно само по себе. Мы же дополнительно используем данное знание под углом интерпретации символических животных Калачакры. И предлагаем вниманию ряд статей, объединенных одной темой: Введение – Цепь причин жизни и смерти. Ниданы; Статья 1 - Древо нидан и символические животные Калачакры; статья 2 - Пневматология атмана и его БВЖ; статья 3 - Принципы и ниданы на планах бытия: статья 4 - 12 звеньев цепи нидан.

Поставим себе задачу найти связь нидан, это «детализированное выражение закона кармы в двенадцати аспектах», с принципами макрокосмического Древа, рассматривая их с позиций эзотерической философии, под которой мы в своих работах понимаем, прежде всего, трансцендентальную диалектику и пневматологию.

Методология

По совету Сократа надо оттолкнуться от самых надёжных вещей в своих рассуждениях. Таковыми мы можем считать следующие фундаментальные положения:

1.      доктрина становления: феноменальные явления есть отражение вещей нуменальных;

2.      главный закон, дающий возможности постижения этой доктрины в разуме – это закон аналогий;

3.      пневматология, наука о 4-х категориях сознания, даёт базу для понимания процесса дифференциации сознаний, т.е. становления духа или, по-другому, феноменологии нуменального;

4.      единственный, в разуме, метод, адекватный мировым  процессам – это диалектический метод;

5.      символизм  и мифология сохранили отражения истинных знаний, и теософия помогает правильному их пониманию;

6.      труды Е.П.Блаватской послужат поддержкой и ориентиром при пользовании различной оккультной литературой.

 СТАТИКА И ДИНАМИКА в космогоническом процессе становления вселенной

Можно выделить три основных этапа в космогоническом процессе становления вселенной из небытия в бытиё:

1.      Непроявленное - статика.

10 Божественных принципов, раскрывшиеся аспекты Божественного Сознания, потенциальны, подчинены закону синархии. Первые 10 Аспектов соответствуют 10 космогоническим Арканам или 10 Сефиротам. Десятый Сефирот скрывает в себе триаду актуального сознания земного человека. Непознаваемы.

Символы – круг с точкой, круг с диаметром.

2.      Становление - динамика.

12 Божественных принципов выявились в причинной последовательности, как трансцендентальная Космическая Иерархия Сознаний, имманентным (внутренне присущим) которой будут 7 планов  бытия, 7-ричная дифференциация Единого Элемента, материя (от тонко-субстанциональной до плотной)

      Символ – Радиус = макрокосмическое Древо /1/.   

3.      Ставшее – временная последовательность статичных феноменов.

Выявление на феноменальном плане  12-ти  божественных принципов в виде тончайших космических энергий, пространственного огня, подчинено закону циклической временной последовательности и может пониматься нами как качество времени, которое накладывает свой отпечаток на все феномены в нашем пространстве-времени.

     Символ – окружность, в том числе окружность Калачакры  как колеса махаяны, с 5х12=60 принципами.

Эти три  этапа мирового действа мы находим в символе круга с точкой и радиусом (табл. 1).

  Таблица 1

12 нидан в этой тройственной системе займут срединное положение, ибо они выражают динамику процесса, что вытекает из их сути  (В статьях /2/  на нашем сайте представлена широкая подборка материала по данной теме).

     Понятие о ниданах (т.к. они известны нам из учения Будды) исторически моложе понятий Арканов и Сефирот, относящихся к более глубокой древности.  Но различий в них не так много. Все они отражают космогонические процессы, являясь гранями единого Гнозиса, но несколько с разных сторон. Философия буддизма более сфокусировала взгляд на сознании человека, на динамике процессов его развития, хотя идея тождества макро- и микрокосма является общебуддийской. По ходу жизни каждая эпоха освещала какую-то свою грань в едином Знании. Чем ближе к современности, тем знания становились более дифференцированными, детальными, и в настоящее  время, образно говоря, мы за деревьями перестали видеть лес в целом, т.е., увлёкшись частностями, перестали принимать в расчёт фундаментальные метафизические законы.

Ниданы имеют двоякое значение. «Они суть: 1) двенадцать причин чувственно-разумного существования через двенадцать звеньев, связующих субъективную Природу с объективной или же существующих между субъективной и объективной Природами. 2)  Цепь причин и следствий» /3/. 

Первое значение цепи нидан связано с сансарным (чувственно-разумным) циклическим существованием. Тогда как сущность диалектики - алгоритм проявления нидан, запечатлённый в форме Древа  из 12 животных,  выражается во втором их значении.

На первом космогоническом этапе нуменальные принципы, как первые дифференциации Сознания Единого, существуют, скрытые в нём, потенциально. И Единому = Ади-Сознанию, присуща  Ади-Нидана, которая «толкнёт» уже существующее к движению, развитию. По логике она вторична, т.к. что-то должно сначала БЫТЬ, затем уже оно как-то проявит себя в действии.

В процессе становления бытия ниданы, так же как и принципы, описывают характер каждого космогонического этапа, но под другим углом зрения. Если принципы отвечают на вопрос: каково качество данного этапа, отмечая тем статичность их положения (ключевые определения Сефирот: Кэтер – Венец совершенства, (всезнание) Хокма – мудрость, Бина – Разум понимания и т.д. Взаимосвязи между ними представлены в "классическом" Древе Сефирот графически, линиями.  Но что толкнуло Кэтер эманировать Хокму? Но если на этот вопрос вроде и нет прямого ответа с позиции Древа сефирот, то ниданы начинают с вопроса: почему начался этот процесс? «Ниданы есть детализированное выражение закона кармы в 12 аспектах, или же мы могли бы сказать, закон кармы в 12 ниданических аспектах» /3/. Слово же карма означает причинно-следственную связь всех действий и явлений. «Несовершенство» атмана есть первопричина процесса становления человека, в конце которого он познает смерть» /4/. И ниданы между 1 = авидьей и 12 = джарамараной (онтологическими началом и концом процесса существования) недаром называются 10-юдесятью кармами = действиями. Ясно, что цепь нидан отражает уже не статику, а динамику процесса становления как макро-, так и микрокосма.

В диалектике, если поставить рядом принцип и соответствующую ему нидану, то каждое звено причинно-следственной 12-ричной цепи  есть выпадающий из статического нуменального принципа–тезиса динамический, по своему характеру, антитезис (табл.2). Это нерасторжимое содружество и отличие одновременно. Поэтому наличие такой бинерной связи дает нам право сравнивать иерархии принципов и нидан. А также понимать, что ниданы  вторичны по отношению к трансцендентным принципам.

  Принципы и ниданы

«Цепь причинности начинается  с авидьи - невежества, или несовершенства атмана»; «авидья – первое звено в классической цепочке»; «Будда указывает, что от неведения возникают один за другим все необходимые моменты индивидуального Я, которых 12»; «несовершенство атмана есть первопричина процесса становления человека, в конце которого он познает смерть»  – читаем мы в разных работах. В макрокосме 12 причинно-следственных звеньев Цепи есть Причины Бытия в целом. И Ади-Ниданой, Первопричиной, будет служить та же авидья, которую мы только должны понимать не как невежество, но скорее как «несовершенство, которое проявляется как бессознательная воля к жизни» (сокращенно БВЖ) /4, 5/. Таким образом, авидья – корень нидан и онтологически, как  причинное начало проявленного бытия, есть первое звено в Цепи

Итак, мы имеем иерархическую последовательность принципов и иерархическую последовательность нидан (табл.2). Нет прямых указаний в имеющейся у нас литературе о том, как они между собой связаны. Будем рассуждать логически.

 Ни последовательность принципов нельзя изменить, ни последовательность звеньев причинности  - по их диалектической сути.

Иерархия 12 принципов макрокосмического Древа начинается с принципа Зайца /6/.

Иерархия 12 нидан начинается с первопричины – авидьи.

Тогда напрашивается простой вариант связи принципов и звеньев (табл.2):

    Таблица 2

*) Обратим внимание! Данные краткие определения принципов и нидан не могут внести всей ясности именно в силу их краткости. В разных источниках они несколько изменяются, и только теософский подход (синтезирующий знание, собранное из разных источников) поможет приблизиться к пониманию их сущности. Знание – ключевое слово для принципа Зайца, ведённое в Калачакру её автором, Венец совершенства – имя первой Сефиры в Каббале.

 И теперь осталось цепь нидан  представить в той же форме, что и принципы бытия, т.е. в форме ДреваУстановив соответствия сефирот и принципов семеричного человека с планами бытия, мы совмещаем Древо с семью планами (рис.1).

Рис.1 . Древо принципов и нидан,  сефирот и принципов человека на 7 планах

Так же нам известно, что низшие 5 планов суть 5 стихий махаяны. Таким образом, Древо  принципов и нидан становится Древом иерархии космических сознаний от 1, Логоса непроявленного, до триады актуального сознания земного человека. Известные законы диалектики, лежащие в основании устройства Древа, помогут нам значительно шире раскрыть сущность символических зверей Калачакры, степени их сродства и взаимного влияния.                                      

Заключение. Таким образом, мы можем сделать кое-какие выводы, а именно:

1. .Ниданы, как динамические причины бытия, вторичны по отношению к трансцендентным принципам, и наличие такой бинерной связи дает нам право сравнивать иерархии принципов и нидан.

2.  .Цепь нидан  представляется в той же форме, что и принципы бытия, т.е. в форме Древа.

3.   .Именно символ Зайца заключает в себе первую нидану, авидью, т.к. Древа принципов и нидан аналогичны.

4.   Из того, что ниданы вторичны по отношению к трансцендентным принципам, мы можем заключить, что в Калачакре символы «зверушек» надо определять по их высшему метафизическому статусу – принципам. Символические животные – не ниданы, но принципы. Ниданы будут вторичным фактором определения,

5.  Определив взаимосвязь принципов и нидан, мы можем добавлять характеристики нидан к характеристикам принципов при расшифровке психологических качеств, которыми наделяют человека и время нуменальные принципы духовного мира, символизированные «зверушками» в Калачакре. Например, человек, рожденный в год (недельку) Зайца будет подспудно обладать свойством не только первого принципа, определяемого ключевым словом Знание, но и первой ниданы, авидьи, т.е. невежеством из-за отсутствия истинного восприятия. (Всякое явление двойственно! Сочетание знания с авидьей, неведением, даст концептуальность)А принципы Бык и Тигр, не имеющие расшифровывающих ключевых слов в Древе Сефирот, потому как они сокрыты в Сефироте Малкут, обрели их из цепи нидан (табл. 2), символизируя, при этом, самые низшие принципы человека /7/.

6.  Представив ниданы в виде Древа, мы будем иметь возможность более глубокого анализа их взаимодействий между собой. Станут наглядными не только последовательные связи (типа бхава есть причина джати), но и опосредованные, идущие, например по линиям в "классическом"Древе Сефирот /8/. 

7.   .Желая расположить Древо нидан на схеме планов бытия, мы не должны забывать, что ниданы дают «все необходимые моменты индивидуального Я, которых 12» /9/, т.е. их положение на планах будет зависеть от иерархического уровня того индивидуального сознания в космосе, чье становление они отражают. Этой теме посвящена статья «Ниданы на планах бытия».

 :Ссылки:

  1. Статья «Символизм круга, радиуса и древа Калачакры».
  2. Статья «Ниданы. Подборка цитат. Пратитья самутпада как буддийская концепция причинности».
  3. Блаватская Е.П. «Инструкции для учеников внутренней группы», Москва, Сфера, 2000
  4. . Дандарон Б.Д «Письма о буддийской этике», «Мысли буддиста. Черная тетрадь», Петербург, «Алетейя»,1997
  5. Статья «Пневматология атмана и его БВЖ»
  6. Статья «Символизм животных в  Калачакре»
  7. Статья «Символизм Быка в Калачакре»
  8. Статья «Калачакра и другие формы отображения Истины»
  9. Судзуки Д.Т. «Мистицизм христианский и буддистский»,София,Киев,1996.                      

Статьи - на сайте «Теософская лаборатория», http://vp777.ucoz.ru

:

   

  Напечатано 2,03,2011 - г. б. Тигра, нед. ч. Кабана, 

Коррект. 8.02.2019 - ж. Собака, нед. ж Козы ,д. ч Мыши

Проверка 29,04,2022 - ч. тигр, нед. ч Петуха, день ч. Мыши

Категория: Калачакра. Теософские исследования. | Добавил: iranad (02.03.2011) | Автор: Надежкина И.А.
Просмотров: 2923 | Теги: Древо принципов и нидан, символические животные Калачакры, планы бытия, Ниданы | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024