Статья 2. Пневматология
атмана и его БВЖ
БВЖ = Бессознательная воля к жизни.
Обратимся при исследовании
этой темы к «Письмам о буддийской этике» Б.Д. Дандарона как к авторитетному
источнику.
«Атман на санскрите означает «несовершенный дух» (стр. 64)
«Трансцендентное Я есть атман, или эхо Абсолюта. Оно обладает совершенством и
несовершенством, которое проявляется как
воля к бессознательной жизни (это описка, т.к. во всех остальных случаях Б.Д.
употребляет термин бессознательная воля к жизни) –
основа нашего существования. Это несовершенное проявление атмана буддисты
называют эмпирическим или феноменальным Я. Лаборатория, где происходит очищение
атмана от его несовершенства – неведения … называется сансарой.» (стр.116)
«Оно (эхо) отделилось от Абсолюта, потому что оно лишь эхо Абсолюта и
поэтому не обладает совершенством, каким обладает Абсолют, т.е. потому что оно
несовершенно. Но поскольку оно является эхом Абсолюта, оно обладает одним из
его атрибутов, а именно сознательной (разумной) волей. Т.к. оно является только
эхом Абсолюта, то оно несовершенно по отношению к Абсолюту. Его несовершенство
проявляется как бессознательная воля к жизни; так же как у людей постоянно
борются бессознательная воля к жизни с сознательной волей» (стр. 74)
В кватернере монады /см. статью
«Основная доктрина пневматологии»/, или атмана:
Рис. 1 Пневматологический
крест сознания Т.е.,
«несовершенство» атмана существует и, скрытое в 1 (совершенстве атмана), 2 и 3,
проявляет себя только в четвёртый пневматологический момент, становясь, как начальный жизненный импульс = бессознательная воля к жизни, первым
началом процесса проявления
Говоря о Первом Творении, Е.П.Б.
обращает наше внимание на этот процесс:
Первое
Творение: Махаттаттва Творение называемое так,
ибо оно было первоначальной само-эволюцией того, что должно было стать Махатом,.. Через
эту мощь (мощь этой причины) каждая порожденная причина выявляется в силу
своей собственной природы.» … Следовательно, ТО предшествует проявлению.
«Первым был Махат», – говорит Линга Пурана:
ибо Единый (То) есть ни Первый, ни Последний, но все. Экзотерически, однако, это проявление есть труд «Высочайшего Единого» –
вернее, естественное следствие Вечной
Причины; или, как говорит комментатор, это могло быть понято, как означающее,
что тогда был сотворен (?) Брама,
ибо он отождествлен с Махатом,
активным Разумом или действующей Волей
Высочайшего. Эзотерическая философия поясняет это, как «Действующий ЗАКОН». /ТД, 1, отдел VIII/
Учение ранних буддистов – пратитья самутпада, говорит
о том, что авидья – первопричина страдания и что уничтожение смерти и страдания
(конечного звена 12-ричной причинно-следственной цепи) начинается с уничтожения
авидьи «посредством уничтожения вожделения». Мы теперь можем понять, что под этим
подразумевалось уничтожение бессознательной
воли жить, 4-ой категории сознания атмана = несовершенства, в длинном пути духовного
восхождения с самых низов физического плана. Это - уничтожение авидьи «посредством уничтожения вожделения» - видно в свете числового ключа. Авидья – 1
нидана, вожделение = тришна – 8 нидана. Число 8 – это две 4, что символизирует
два пневматологических этапа и два типа материи проявления: субстанциональная
(первая четверица, где реализуется 4-я нидана) и более грубая (вторая четверка,
где реализуется 8-я нидана). Таким образом, утверждается необходимость процесса
восхождения от грубого к тончайшему, от 8 к 1 вверх по Древу. Пример: если мы
обратимся к статье «Принципы и ниданы на планах бытия» (рис.2), мы увидим, что в
схеме 7 планов бытия, представляющих собой 7-ричный состав тела Солнечного Логоса
(СЛ), путь от 8 к 1 в Древе СЛ означает ассимиляцию 4-го плана (4 Элемента) 1-ым
планом (Единым Элементом), т.е. Махапралайю, это, кстати, есть пневматологический крест, аналогичный рис.1.
Согласно сказанному о
существовании «несовершенства», т.е. о существовании пневматологического Закона
Дыхания, можем представить причинное происхождение страдания, или 12 нидан, в
метафизическом поле в виде вертикального вектора от высшего (нуменального) к
низшему (феноменальному) (рис. 2):
Рис.2. Вектор нидан в
метафизическом поле
Т.е. иерархически
и как причины бытия ниданы представляют собой символическое Древо (вполне в
соответствии с Древом принципов), корень которого (первопричина), авидья, – находится «на небесах» и
трансцендентна актуальному сознанию человека, конечное же следствие, джарамарана, – находится на земле и имманентна (присуща) его
актуальному сознанию, т.е. человеку проявленному. Остальные 10 нидан есть путь
от начала к концу - 10 действий. На феноменальном плане нидана смерть, если человек не стал способным
уйти в нирвану при жизни, изжив саму БВЖ, становится причиной новой авидьи и
новой цепи нидан в следующем воплощении и так далее. Такое положение вещей
обозначается окружностью.
Круг из 12 нидан имеет своё значение, в нём центральная точка –
символ единства, когда все ниданы потенциальны
и сокрыты в Божественном Сознании; а радиус – символ развёрнутого
иерархического Древа от нуменального (ади-ниданы) к феноменальному (ниданы
джарамарана); площадь круга – символ всех возможных причинных связей
между составными членами (в данном случае, ниданами); а окружность – феноменальная
последовательность этих взаимообусловленных нидан, где каждая становится и причиной, и
следствием. Окружность – символ сансары. И как длина окружности L = 2πR содержит в себе последовательность радиусов, так и низшее есть
проекция всего, что иерархически выше (Древа причин бытия, в данном случае), только
звенья нидан имеют в сансаре несколько искаженный смысл - соответственно среде
проявления. Несовершенство атмана, например, в своей проекции на человеческую
жизнь становится невежеством, которое буддисты
экзотерически считают незнанием 4-х Благородных Истин. Но такая постановка вопроса
даёт начало Пути совершенствования, конечная цель которого в рамках эзотерической философии есть возвышение
4 к 1 в пневматологическом кресте сознания (рис.1), экзотерически – путь к нирване.
Резюмируем. 12
нидан как причины бытия вытекают из природы атмана, которая имеет 4 аспекта
проявления, четыре категории, последняя - конкретная воля к жизни или бессознательная
воля к жизни (БВЖ) - и является первой причиной,
ниданой авидьей, запускающей причинно-следственный механизм проявления
феноменальной жизни из источника нуменального, т.е. самосущего.
|