Форма входа

Категории раздела

Статьи. Агни-Йога [2]
Статьи зарегистрированных участников.
Статьи. Теософия. [24]
Статьи зарегистрированных участников.
Калачакра. Теософские исследования. [133]
Статьи зарегистрированных участников.
Разное. [0]
Статьи зарегистрированных участников.

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 409

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 03.07.2025, 02:26
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ. Агни-Йога, Теософия... » Калачакра. Теософские исследования.

Статья 2. Пневматология атмана и его БВЖ, бессознательная воля к жизни

Статья 2. Пневматология атмана и его БВЖ, бессознательная воля к жизни

           Обратимся при исследовании этой темы к «Письмам о буддийской этике» Б.Д. Дандарона как к авторитетному источнику.

«Атман на санскрите означает «несовершенный дух» (стр. 64)

«Трансцендентное Я есть атман, или эхо Абсолюта. Оно обладает совершенством и несовершенством, которое проявляется как воля к бессознательной жизни (это описка, т.к. во всех остальных случаях Б.Д. употребляет термин бессознательная воля к жизни) – основа нашего существования. Это несовершенное проявление атмана буддисты называют эмпирическим или феноменальным Я. Лаборатория, где происходит очищение атмана от его несовершенства – неведения … называется сансарой.» (стр.116)

«Оно (эхо) отделилось от Абсолюта, потому что оно лишь эхо Абсолюта и поэтому не обладает совершенством, каким обладает Абсолют, т.е. потому что оно несовершенно. Но поскольку оно является эхом Абсолюта, оно обладает одним из его атрибутов, а именно сознательной (разумной) волей. Т.к. оно является только эхом Абсолюта, то оно несовершенно по отношению к Абсолюту. Его несовершенство проявляется как бессознательная воля к жизни» (стр. 74)

«Несовершенство» атмана существует и, скрытое, как потенциал, в триаде категорий 1, 2 и 3 (которая и есть явленное на собственном нуменальном плане существования «совершенство» атмана), проявляет себя только через 4-ю к. пневмат. креста (рис.1), становясь, онтологически, началом процесса проявления, то есть, жизненным импульсом, который можно характеризовать как бессознательную волю к жизни.

Пневматология конкретизирует, что представляет собой несовершенство атмана, монады (рис.1).

Рис.1

Это удобно рассмотреть в Древе на примере креста первых 4-х сефирот как соответствий (проекций) категорий Единого непроявленного, также четверичного в момент начала махаманвантары (рис.2).

Рис 2

«Несовершенство» атмана существует и, скрытое, как потенциал, в триаде категорий 1, 2 и 3 (которая и есть явленное на собственном нуменальном плане существования «совершенство» атмана), проявляет себя только через 4-ю к. пневмат. креста (рис.1), становясь, онтологически, началом процесса проявления, то есть, жизненным импульсом, который можно характеризовать как бессознательную волю к жизни.

На низших подпланах 3-го плана мы увидим пневмат. крест атмана, указанный стрелкой (рис.2). Атман (В Древе иерархии космических сознаний он есть 5-ый сефирот), как чистое самосознание, четверичен (потому в литературных первоисточниках встречаются противоречащие - казалось бы - друг другу определения атмана).

Несовершенство = авидья в пневмат. кресте есть 4-я категория; это, математически, интеграл всех конкретных (концептуализированных сознанием) воль в манвантарном цикле. Тогда как Высшая Воля есть синтез, всё вмещающий, но не идентичный интегралу (рис.1).

Учение ранних буддистов, пратитья-самутпада (букв. — «совместное возникновение условий») — философский принцип взаимозависимого возникновения, основа концепции причинности в буддизме, говорит о том, что авидья – первопричина страдания, и что уничтожение смерти и страдания (конечного звена 12-ричной причинно-следственной цепи) начинается с уничтожения авидьи /2/. 

Мы теперь можем понять, что - в онтологическом контексте - под этим подразумевалось «уничтожение» бессознательной воли жить как 4-ой категории (нкв) сознания атмана = несовершенства, в конце длинного пути духовного восхождения человека с самых низов физического плана.

Согласно сказанному о существовании «несовершенства», можем представить причинное происхождение страдания, или 12 нидан, в метафизическом поле в виде вертикального вектора от высшего (нуменального) к низшему (феноменальному) (рис. 3):

Рис.3

Т.е., нуменально и иерархически, ниданы представляют собой символическое Древо (вполне в соответствии с Древом принципов), корень которого (первопричина), нидана авидья, находится «на небесах». И она трансцендентна актуальному сознанию человека; конечное же следствие, нидана джарамарана, находится на земле и имманентна (присуща) его актуальному сознанию, т.е. человеку проявленному. Остальные 10 нидан есть путь от начала к концу - 10 действий. На феноменальном плане нидана смерть (если человек не стал способным уйти в нирвану при жизни, изжив саму БВЖ от атмана, которая проецируется в принцип Мыши в качестве джива-праны человека), становится причиной новой авидьи и новой цепи нидан в следующем воплощении и так далее. Такое положение вещей обозначается окружностью, бхавачакрой.

Круг из 12 нидан имеет своё значение, в нём центральная точка – символ единства,  когда все ниданы потенциальны и сокрыты в Божественном Сознании; а радиус – символ развёрнутого иерархического Древа от нуменального (ади-ниданы) к феноменальному (ниданы джарамарана); площадь круга – символ всех возможных причинных связей между составными членами (в данном случае, ниданами); а окружность – феноменальная последовательность этих взаимообусловленных  нидан, где каждая становится и причиной, и следствием. Окружность – символ сансары. И как длина окружности L = 2πR содержит в себе радиус, так и всё низшее есть проекция того, что иерархически выше: Древо причин бытия, в данном случае. Только звенья нидан имеют в сансаре несколько искаженный смысл - соответственно среде проявления. Несовершенство атмана, например, в своей проекции на человеческую жизнь становится невежеством, которое буддисты, экзотерически, считают незнанием 4-х Благородных Истин. А сами 4 Благородные Истины соответствуют и «шифруют» собой 4 категории пневмат. креста сознания человека, в котором 4-я категория нкв (низшей конкретной воли) как эмпирическое Я, бессознательная воля, и есть страдание. Но такая постановка вопроса даёт начало Пути совершенствования, конечная цель которого, в рамках эзотерической философии, есть возвышение 4-ой категории (нкв) до к. 1, В.Воли в пневматологическом кресте сознания человека (рис.1), это и есть путь к нирване.

Резюмируем. 12 нидан, как причины бытия, вытекают из природы атмана, которая имеет 4 аспекта, четыре категории, из них последняя – низшая конкретная воля (нкв) или бессознательная воля к жизни (БВЖ) и является первой причиной, ниданой авидьей, запускающей причинно-следственный механизм проявления феноменальной жизни из источника нуменального, самосущего.

Ссылки:

  1. статья «Основная доктрина пневматологии»/2010 на сайте «ТЛ»
  2. статья «Пратитья самутпада как буддийская концепция причинности»/2009

2011/03/03 - год б. Тигра, нед. ч. Кабана

Передел. 2025/06/27-28 – син. Змея, нед. ч. Коза, дни с. Зайца, кр. Дракона

 

 

Категория: Калачакра. Теософские исследования. | Добавил: iranad (03.03.2011) | Автор: Надежкина И.А.
Просмотров: 1340 | Теги: пневматология, бессознательная воля жить, нидана авидья, несовершенство атмана | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2025