ПРИНЦИПЫ И НИДАНЫ НА ПЛАНАХ БЫТИЯ
Статья 3
«Таким образом, философия психических,
духовных и умственных соотношений человека с его физическими функциями
находится почти в безвыходной путанице. Ни древняя арийская, ни египетская
психология не поняты сейчас надлежащим образом; также не могут они быть усвоены
без принятия эзотерического семеричного подразделения или же, хотя бы
ведантического пятеричного деления человеческих внутренних принципов. Без этого
навсегда невозможно будет понять метафизические и чисто психические и даже
физиологические отношения между Дхиани-Коганами или Ангелами на одном плане и
человечеством на другом».(ТД, ст.7, шл.2)
Начнём рассмотрение вопроса
со стороны макрокосма.
Как мы выяснили /1/, 12 нидан космогонически представляют
собою 12 Причин Бытия, каждая из которых соответствует конкретному Принципу. Не
проявленный статичный мир Божественного Сознания связан с проявленным миром
посредником – миром становления, где Аспекты Божественного Сознания
разворачиваются в творящую Иерархию космических Сознаний, символизированную
Макрокосмическим Древом (рис.1). Оно интегрирует в себе три главных
семеричности проявления, относящихся к Солнечному Логосу (СЛ), Планетарным Логосам (ПЛ)
и человеку.
Рис.1 Интегральное
Древо иерархии космических сознаний. (Красным
представлены 7 принципов человека)
Различным типам сознаний в
Макрокосмическом Древе соответствует свой треугольник Древа:
Так 1-ый треугольник (символизированный далее значком D)123 –
символ сознания Единого, Солнечного Логоса (СЛ), Божественная Триада, находится
на планах, не доступных человеческому восприятию.
2-ой D456 –
сознание коллектива Монад , Планетарных Логосов (ПЛ). Дхиан-Коганы.
3-ий D789 –
проявленное сознание атмана или сознание Высшего Эго = истинного Человека;
4-ый D, нижний, - актуальное (земное) сознание человека.
Мы знаем, что Планетарные Логосы
(ПЛ) - Небесные Люди – синтезируются
сознанием Солнечного Логоса, Великого Человека Небес, А человек – сознанием ПЛ.
Можно сделать попытку расположить на 7 планах эти три Древа нидан,
конечно, с большой степенью допуска из-за недостаточности детальных знаний. Для
чего это нужно? В нашем случае, для того, чтобы выстроить логичную систему с
минимумом противоречий и наглядно понять, что их нет в тех характеристиках
нидан, которые оказались доступными нашему вниманию /2/. Например, о нидане тришне
сообщается коротко, что она есть «любовь чистая и нечистая», т.е. и любовь
божественная, и любовь земная одновременно, а значит, одновременно
субстанция и тончайшая, и грубая, чего не может быть, ибо между этими
состояниями есть иерархическая и субстанциональная разница, как, например,
между планами буддхи и астральным. С другой стороны, имея определения нидан, мы
можем по ним решать обратную задачу – конкретизировать местоположение принципов
Древ СЛ, ПЛ и человека на планах и подпланах, что также может иметь
теоретическое и прикладное значение.
Итак, каждая из этих трёх Волн Жизни
в проявлении есть развёрнуая семеричность и характеризуется своим Древом
принципов, а следовательно, и Древом нидан, поскольку причины бытия есть у всякого
живущего и каждому сознанию имманентно присуща и своя пракрити, т.е. свои планы
существования. Поэтому Древа СЛ, ПЛ и
человека будут несколько сжаты по сравнению с интегральным Макрокосмическим
Древом, которое вобрало в себя их все, и расположены они будут индивидуальным
способом, но принципы МакроДрева сохраняют соответствия с принципами и ниданами внутри каждого из Древ.
1.
Древо нидан
Единого.
Древа нидан являются бинерными
соответствиями Древам принципов, которые представляют данную сущность в полном
её проявлении.
Для сознания СЛ, Единого, схема
Древа разместится с 1-го по 5-ый планы, т.к. Его септернер – семеричное
развёртывание – заканчивается высшими подпланами ментального плана (7-я Сефира
МакроДрева) (рис. 2).6 и 7 планы не являются для Него принципами.
Возникает законный вопрос:
речь идет о семеричности, а мы видим в Древе СЛ 12 принципов/нидан. Как связана
7-ричность принципов с 12-ричностью?
7-ричность есть проявление
одной сущности. Но даже в Древе Единого заключены семеричности проявления
отдельных Его аспектов, которые также являются высочайшими космическими
Сущностями. Так
1 → 7 – проявление 1-го Логоса, который дает импульс
жизни на всю манвантару и уходит во тьму небытия (заметим на рис.2, он доходит
до атмана , который во всех учениях утверждается как Искра естества пламени
Единого).
4→10 – проявление его Высочайшей Формы,
5→11, 6→12 – проявление Высочайших космических
Иерархий, входящих в Его состав.
Надо понимать, что
персонифицирование СЛ, возможно, есть только умозрительный прием, позволяющий
понять определенные космогонические процессы, и что при детализировании
рассмотрения этот метод уже «не срабатывает», мы начинаем видеть множество
космических Сил, действие которых подчиняется другим законам. В целом, это
иллюстрация проблемы двойственности всего сущего: как единства и как
множественности.
В Древе СЛ 1-ый D123 не изменится по
сравнению с МакроДревом (именно здесь «находятся» высшие центры Божественного
тела = солнечной системы, его «голова»). В первых станцах «ТД» мы находим об
этом онтологическом этапе достаточно информации.
2-ой D456
расположится на верхних п/планах атмического (3-го) плана. 7-я точка займёт
место на нижних п/планах 3-го плана, где онтологически возникает атман, «сын»,
через которого Единый «ощущает» низшие уровни проявления. Поэтому на плане Махата
выражается полностью пневматологический крест
сознания коллективного Творца солнечной системы, описывающий процесс
индивидуализации монад.
3-ий D789. На
4-ом плане буддхи будут ниданы 8 и 9, жажда жить (проявляться) и привязанность
к жизни. Идущему к нирване человеку, об этом говорят мистики, придётся
преодолевать эти инволюционные энергии, принадлежащие СЛ.
Рис 2 .
4-ый D. На уровне существования человеческих Высших
Эго (5 план, 7-ой принцип) будут у Единого ниданы рождения и смерти,
обусловленные бхавой (бытие). Здесь многое может сказать тот, кто знает тайны
жизни богов и духов, принадлежащих иерархии Единого. Например, Высшее Я
человека есть сущность, Человек истинный, на своем плане существования он
выражает предел дифференциации сознания Единого, коллективно - его конкретное
проявление, и как таковой, имеет свои циклы жизни, обусловленные последними
тремя ниданами – всё по аналогии с человеком земным.
2. Древо нидан Планетарного Логоса
Для группы из семи Сынов Света,
Планетарных Логосов (ПЛ), «проснувшихся» (точка 2 МакроДрев) после пралайи
солнечной системы, существуют свои 12 нидан. И располагаться на планах бытия их
7 Древ будет особенным образом (рис.3). Более того, существуют различия для
каждого из Семи, согласно их иерархического положения внутри Группы. Древа
могут оканчиваться на 5, 6, 7 планах, а может, и выше…
1-ый D123 у них оформится на 2-ом плане анупадака в
рамках сознания 2-го Логоса.
В целом, 2-ой D456
оставим неизменным по сравнению с интегральным МакроДревом. Действие 4-ой
ниданы ПЛ и последующее действие, относящееся к индивидуализации монад, будут
происходить на 3-ем плане Махата, а их триадное выражение – на плане Буддхи.
∆789 и ∆10,11,12 по своему
положению будут отличаться для разных ПЛ. Глубокое знание всех групп Иерархий,
для нас пока закрытое, даст и точность положения. То, что мы опишем ниже, есть
один из возможных вариантов, который (как нам думается) относится к 6, 7 группам Иерархий / ТД,1, ст. 7шл.1/,
В 3-ем ∆789 нидана чувствование ПЛ, будет
«работать» через посредство В.Эго человека, а 8-я нидана, тришна,
будет той причиной, которая «толкает» проявленную Триаду к воплощению. Человеку придётся на обратном, восходящем
Пути к нирване, когда он сольет своё сознание с сознанием каранашарира, причинного тела,
преодолевать ментальные жажду жить и привязанность к существованию. Можно
предположить, что 9-я нидана упадана
ПЛ будет соответствовать уже личности человека, закладывая в неё через иерархию
низших манаса-путров (бархишад), привязанность к существованию, что позже в уме
человека может стать зародышем страха перед смертью.
Рис 3
Нижний треугольник нидан, займет
место на астральном и физическом планах. 10-я нидана ПЛ, обуславливающая рождение,
станет, таким образом, связанной с явлениями 9-ого принципа Формы в человеке,
который также тяготеет к воплощению. Этот треугольник будет последними
ниданами, 11 и 12, заходить на первые эфирные подпланы 7-го плана, что означает
их участие в существовании смертных. Нидана джати, рождение, в Древе конкретного ПЛ (рис.
3) совпадёт с ниданой бхава, бытие, Древа нидан человека (рис.4 и 10 в
МакроДреве), это означит, что проявляющаяся постоянно жизнь ПЛ как дживатма,
становясь праной, энергетизирует существование человечества через 1-ый эфирный
подплан 7-го плана.
А причина, подвигающая формы к быстрому разрушению,
то есть, нидана джара, смерть, в Древе ПЛ, на этом плотном плане дает цикличность
существования человечества как уже не бессмертных видов (Расы, подрасы) в её согласованности
с 11 ниданой, рождение, в Древе человека.
3. Древо нидан
человека
Теперь мы можем «расписать» по
планам бытия 12 нидан человеческого существования (рис. 4). Как мы выяснили /3/,
отсчёт 12-ти причин чувственно-разумного существования вполне однозначно
начинается с атмана ÷ эха, отделившегося
от абсолюта (в терминах Б.Дандарона). Атман, это трансцендентное Я человека, с
заложенной в нём потенциально бессознательной
волей к жизни (сокращенно БВЖ), в терминах нидан – авидьей, несовершенством, через 12 звеньев причинно-следственной
цепи феноменализируется в конкретное явление – человека, рождающегося и
умирающего.
Рис. 4 (Красным
цветом представлены 7 принципов человека)
Оккультизм представляет
человека как 7-ричное по уровням
сознания и соответствующему составу тел, начиная с атмана и кончая плотным
телом, существо на пяти низших планах бытия
Поэтому 12 нидан человека так же расположатся на схеме 5 планов, начиная
с низших п/планов третьего плана (где «место» 5-ой сефиры синтетического МакроДрева) до физического.
1-ый D123,
бинерный аналог высшего сознания человека, займёт планы атма – буддхи, Атман – искра
божественного Единства – расположится на 3-ем плане. Как атма-буддхи это
будет монадой человека, его бессмертной индивидуальностью. Видим на схеме, что
буддхи человека выразится уже двойственностью (а в МакроДреве здесь
всего одна синтезирующая точка). В бинере нидан 2-3 сокрыта тайна особенностей
воплощения монад .
2-ой D4,5,6,
расположится на высших подпланах
ментального плана, и покажет троичность В. Эго человека, которое
потенциально отражает атма-буддхи-манас Триады. На плане разума вновь, как и для СЛ на плане Махата,
расположится целиком пневматологический крест, демонстрируя процесс дальнейшей
индивидуализации сознания - в личность человека.
3-ий D7,8,9
- символ личности, зайдёт 7-ой ниданой, восприятие,
на подпланы низшего манаса. Это означает, что оно не есть телесное
явление, но восприятие умом среды через все телесные чувства, которые
передались ему посредством мозга. Ниданы
8,9 – жажда жить и привязанность к жизни -
находятся на одном, астральном, плане, выявляя чувственность человеческого желания. Отметим, что жажда жить и
привязанность к жизни ПЛ интеллектуальны,
разумны, а СЛ – духовны и являют собой для нас качество любви-мудрости
посредством 4-го Элемента Буддхи. В мудрости Востока много можно найти того, что
раскроет эти теоретические конструкции.
4-ый D останется в своём положении по сравнению с
МакроДревом без изменений, т.к. он там представлял собой актуальное сознание
человека, рождающегося и умирающего.
Древо скандх.
Поскольку
воплощенный человек – это человек животный в начале своего эволюционного пути и
имеет квазисамостоятельное бытие, то оно выражается также набором из 12 нидан,
имея причинный корень существования, авидью, на рупа-уровне манаса, там, где
личность проявленного человека самоосознает себя как отдельное существо.
Рис.5
Высший ∆ воплощенного
человека занимает все 4 низшие подплана ментального плана, авидья находится на
срединном 4-ом подплане и изживание в мире сансары этого несовершенства
означает строительство человеком моста антахкараны, сказать по-другому, это
превращение самоосознающего, но по всем качествам двуногого животного - в
человека и, далее, в бого-человека. В этом плане интересно сравнение положений
двух последних Древ нидан.
Ниданы
ведана и тришна, ощущение
и жажда жить, находятся
на низших слоях астрала, качество которого влияет на эти причинные звенья - уже
все знают, насколько оно оставляет желать лучшего.
Нидана привязанность находится на 7-ом плане, становится вершиной
креста четырех последних нидан. Прану, соотнесенную с ней, можно понять как засоренную, искаженную
привязанностью к чувственным вещам, что негативно повлияет на духовную устремленность
треугольника актуального сознания человека и на здоровье телесное. Сказано, что
эфирное тело человека очень чувствительно к астральным влияниям в силу близости
вибраций астрала. А ∆10,11,12 животного человека более груб субстанционально,
чем таковой в Древе человека.
Эти ниданы
становятся постоянно меняющимися в зависимости от среды скандхами. И Древо нидан
животного человека можно назвать Древом скандх.
Сведем все
Древа в одной схеме для наглядности (рис. 6)
Таким образом, разнообразие Древ нидан
прояснит многие непонятности в кратких буддийских формулировках нидан и скандх,
в высказываниях мистиков, даст пониманию наглядность и дополнительную
информативность.
Думается, что ещё не раз придётся
возвращаться к рассмотренным четырем Древам, и по мере детального изучения
строения семеричных тел СЛ, ПЛ и человека, позиции звеньев Древ будут
уточняться.
Статья «12 звеньев цепи
нидан» продолжает начатую тему.
Рис.6 Сводная
схема Древ нилан. СЛ, ПЛ, человека,
скандх и МакроДрева
*) В Древе нидан человека
добавлена 4-я категория пневматологического креста актуального сознания
человека, чтобы нагляднее был виден уровень соотношения его категорий с низшими
скандхами.также это есть 4-я компонента праны - ассимилированная телом и, таким образом, принадлежащая телу.
Ссылки на статьи сайта:
1. «Цепь
нидан и символические животные Калачакры»
2. «Ниданы. Подборка цитат». «Пратитья самутпада как буддийская концепция
причинности.», «12
звеньев цепи нидан»
3. «Древо
нидан», «Пневматология атмана и его БВЖ».
|