Всеначальная энергия, учение Калачакры и сердце
Эпиграф: «Спросят — «почему сперва «Беспредельность», потом «Иерархия» и лишь после «Сердце», отчего не наоборот? - Но раньше направление, потом связь, после средство" /Агни-Йога, кн. «Сердце», п.6/
Итак, Беспредельность, Иерархия и Сердце неразрывно связаны.
Пояснение к эпиграфу. Беспредельность – основное качество проявления всеначальной энергии.
«От великих подвигов до обычных обиходных проявлений люди находятся под воздействием всеначальной энергии (ВЭ). Она получила столько названий, что потеряла в глазах человечества свое единство. Пора опять вернуть её основное значение… и остановиться на самом простом и выразительном, именно всеначальной энергии» / Н*, п.84/.
Разуму человека всеначальную энергию символически представляет, в частности, Калачакра. В ней иерархию космических сознаний символизируют собой 12 принципов-«зверушек» /1/. Беспредельность, выраженная бесконечным числом сочетаний принципов, и иерархия постигаются только сердцем, так утверждает учение Агни-Йоги. То же самое оно говорит о синтетическом символе колеса времени: «0добряю Калачакру собираемую. Это огненное учение запылено, но нуждается в провозвестии. Не разум, но мудрость дала это Учение …» /МО*,1,п.212/. Т.е., постигая КЧ, мы постигаем Мудрость Жизни. Такую мудрость невозможно постигнуть рассуждениями, только мудростью…
Часть 1
В «Надземном» читаем: «Мыслитель упоминал о двух сущностях в человеке – о разуме и мудрости»/Н,п.270/. Ясно, что они находятся не в теле. Тогда где в сознании найти разум и где мудрость?
Это можно сделать через понятие пневматологического креста сознания, рис.1
Рис.1 Крест сознания
Каждый принцип – как дух, как космическое сознание - есть единство в трёх категориях: воли, мистики (или чувствований) и разума (рис. 1).
Эти «три упадают в четыре» - сакраментальная фраза для теософов, изучающих «Тайную Доктрину» (далее ТД), но мало понятная.
Таков диалектический механизм проявления духа в феноменальном мире: «три» преобразуются в КРЕСТ = сопряжение двух бинеров: воли, т.к. выявляется 4-я категория, низшей конкретной воли (жить) и, собственно, сознания - категории Мистики и Разума (рис.1) /2/.
Сознание своей категорией Мистики НЕПОСРЕДСТВЕННО воспринимает – ОЩУЩАЕТ - тонкие космические энергии, понимай, всеначальную энергию, тем самым соединяя часть - человека с целым - космосом (и таким образом наделяет человека мудростью). А к. Разума – даёт процесс осмысления, логического рассуждения. Это тот ум, в котором также рождаются наши личностные мысли и вожделения.
А-Й: «Не случайно сердце отмечалось знаком креста. Так знак КРЕСТА вечно сопутствует храму сердца»./С., п.4/
Значит, в сердце проявляются все 4 компоненты сознания.
А зачем тогда мозг, если крест сознания - в сердце? Ответ может быть только в том, что мозг и сердце, оба представляют сознание, но фокусируются на его разных категориальных проявлениях.
Е.П. Блаватская уточняла: «Духовный человек – в сердце». Мы добавим: специфика сердца проявляется в раскрытии к. Мистики сознания как врат духовности. Поэтому оно – храм.
Е.П.Б. уточняла: Психо-интеллектуальный человек – весь в голове, с ее семью вратами» /3/. Мы добавим: мозг «специализируется» - пока! - на раскрытии к. Разума (рис.1).
Для того, чтобы Высшая Воля выявляла себя в низшей, конкретной воле жить, нужно равновесие полярностей бинера сознания, т.е. должна быть гармония работы рассудка (т.е. мозга) и чувствования (т.е. сердца).
О сердце Агни-Йога говорит: «Нужно понять храм сердца, как неотложное ОЩУЩЕНИЕ» /С,4/, и тем осознать к. Мистики своего сознания.
Мгновенное озарение – результат восприятия категорией Мистики веяний Высшего Манаса и способности их как-то усвоить категорией Разума. Е.П.Б. утверждает:«В[ысший] Манас не может непосредственно направлять человека, он может действовать лишь через н[изший] манас»/3/. Как низший манас есть антитезис В. Манаса, так эгоцентричность есть противоположение альтруизма (рис.1).
А-Й: «Сердце есть средоточие, но менее всего эгоцентричность. Лишь рассудок окутывает сердце паутиною эгоцентричности … Как необходимо научиться ОЩУЩАТЬ сердце не как свое, но как всемирное. Только через это ОЩУЩЕНИЕ можно начать освобождаться от эгоизма, сохраняя индивидуальность накоплений»/С., п.7/.
Альтруистическое сердце и есть раскрытие категории Мистики своего сознания.
Часть 2.
А-Й: «Сердце, это солнце организма, есть средоточие психической энергии. Так мы должны иметь в виду закон психической энергии, когда говорим о сердце» /С, п.4./
Если учение Агни-Йоги говорит о законе психической или ВЭ, то КЧ показывает, как работают аспекты этого закона.
Обратимся к теософской модели Калачакры (рис.2), построенной на основе изучения «Тайной Доктрины» и вместившей в себя зодиак и большой круг, маха-яна, из 60-ти символов животных.
Рис.2 КЧ
В ней 12 абстрактных принципов в виде 12 символов животных в совокупности есть Единое Божественное Сознание в проявлении; Это мужское начало. 5 стихий – женское космическое начало, субстанциональное поле проявления сознаний; в целом оно выражено семью планами, но 2 из них не проявлены.
Тогда 60 (12 х 5) принципов махаяны можно понять как 60 разновидностей всеначальной энергии (ВЭ), становящейся в процессе индивидуализации для отдельных существ психической энергией (ПЭ).
Значит, теософская модель Калачакры представляет собой модель механизма дифференциации и взаимодействий тончайших макро- и микрокосмических энергий (рис.2, КЧ). Что эти энергии представляют в своей совокупности, как не всеначальную энергию – понятие, введённое Агни-Йогой? Но для теософа такой термин не будет чем-то непонятным. Названия обобщаемых энергий или сил (Матерь мира, шакти, атма, фохат, джива, прана, психическая энергия) взяты из различных философий, учений или древних религий и все знакомы теософу благодаря изучению «ТД» и А-Й.
Рис.3
Центр круга символизирует единый дух и всеначальную энергию. Радиус, направленный от центра к периферии (в проявленный мир), представляет собой вектор дифференциации ВЭ в её проявленные аспекты, психическую энергию.
Символ всемирной души - звезда Вишну в центре КЧ с её шестью лучами - будет, в таком случае, показателем проявления шести аспектов первичной дифференциации всеначальной энергии.
Эти шесть лучей - лучей души! - определяемые понятиями шести парамит буддизма /4/ - есть одни и те же огненные энергии в макрокосме и в микрокосме (человеке).
В своём дальнейшем продвижении от единого центра всеначальная энергия становится 12-частной – соответственно 12 ступеням Древа иерархии космических сознаний, а также соответственно ниданам, 12-ти причинам бытия всякого существования /5/. Их символические формы - Древо и круг - станут формами, позволяющими человеку в Разуме познавать качества и взаимодействие проявлений психической энергии.
На рис.4 - Радиус, представленный как Древо принципов и нидан на 7 планах, внизу – крест актуального, земного сознания человека.
12-звенная форма древа есть также символ ЦЕЛОСТНОГО сознания человека /6/.
Если рассмотреть радиус-вектор всеначальной энергии в форме Древа как вибрационную, энергетическую шкалу, и учесть тонкие и тончайшие ОЩУЩЕНИЯ от восприятия разных принципов, то мы увидим различные ступени дифференциации всеначальной энергии в психическую энергию и 4 категории пневматологического креста сознания:
- Так всеначальная энергия и высшие степени напряжённости ПЭ соответствуют понятию степеней духовности. Это будут 1 - ый и 2- ой треугольники Древа. И это категории Высшей Воли и Мистики;
- Психическая энергия низших степеней напряжённости будет соответствовать понятию психизма. Это будут 8 и 9 принципы 3-го треугольника Древа. И к. Разума;
- 4-ый треугольник Древа, где крест актуального сознания человека, имеет самые низкие степени напряжённости ПЭ. Это 4-я к. нкв(ж) – низшей конкретной воли (жить) креста целостного сознания человека.
Поскольку «знак КРЕСТА вечно сопутствует храму сердца», он заключает в себе всё Древо!
Рис.5 Соответствие аспектов целостного сознания человека, формы Древа и качеств ВЭ.
Вернёмся к кругу Калачакры.
На периферии КЧ, в круге махаяны, находя принципы даты своего рождения, мы тем самым находим и «свои» аспекты всеначальной энергии или «свой» кристалл (как говорит А-Й) психической энергии, определяющий базовое КАЧЕСТВО нашего сознания на данное воплощение.
Эти огненные энергии затемняются средой и наличием у каждого отдельного проводника преходящего, земного компонента - скандх. С очищением и последующим освобождением от них сознания человека повышается и огненное напряжение его психической энергии.
Путь восхождения сознания по Древу есть путь сердца и возвышения в индивидууме качеств психической энергии до энергии всеначальной. И бодхисаттва -человек, достигший нирваны, достигнет также вмещения в своё сознание всех принципов КЧ.
Резюмируем.
- Альтруистическое сердце есть раскрытие к. Мистики сознания человека.
- Через к. Мистики, т.е. в сердце человека, рождается понимание всякого учения, в частности, понимание КЧ.
- Система Калачакры (как буддийская, так и теософская) символизирует собой всеначальную энергию, её основные аспекты и градации дальнейшей дифференциации, и позволяет вычленять энергетические связи, существующие между аспектами всеначальной энергии; Форма Древа демонстрирует эти связи ещё более наглядно.
- Все наблюдаемые в этой системе взаимодействия между принципами любых субъектов (включая и время) будут отражать взаимодействие частных ПЭ как преходящих аспектов единой всеначальной энергии. На этом единстве основано существующее сродство принципов, обуславливающее взаимное притяжение и магнетизм между субъектами. Последнее даёт обоснование науке космопсихологии.
- Калачакра демонстрирует цикличность проявления этих аспектов всеначальной энергии .
- Тем самым, Калачакра является инструментом, помогающим в познании ВЭ и осознании её человеком в себе самом, что является актом самосовершенствования.
А-Й: «Самое главное, чтобы люди приучились ощущать присутствие её, тогда и сотрудничество с нею будет явлено. … не забудем, что всеначальная энергия разлита во всем сущем, и наша искра энергии должна сотрудничать с высшими потоками той же мощи» / Н., п.84/.
- Вот почему учение Агни-йоги, которое раскрывает растерянное людьми знание о всеначальной энергии, а также и её жизненно важное для человечества значение в наступившей эпохе, обращает также внимание на Калачакру. И множество материала из текстов Учения можно отнести в качестве пояснений именно к современной теософской модели КЧ (как ни парадоксально такое утверждение на первый взгляд).
- И последняя цитата: «Сердце считается дворцом воображения. Как двигать, если нет мощи воображения? Но откуда придет оно, если не будет опыта?/С, п.8/. В этом плане система Колеса времени, теософская модель КЧ требует воображения и, как календарь, даёт возможность опыта в восчувствовании аспектов всеначальной энергии через наблюдения за собой и окружающим миром.
Ссылки (статьи - на сайте «Теософская лаборатория», http://vp777.ucoz.ru):
- Статья «Калачакра и другие формы отображения истины»
- Статья «Основная доктрина пневматологии»
- Е.П. Блаватская «Инструкции для учеников внутренней группы»
- Статьи «Парамиты в концепции Древа», «Парамиты как лучи души. Калачакра»
- «Статья 1. Древо нидан и символические животные Калачакры»
- Статья «Целостный состав человека. Восьмичастное деление мандалы Шамбалы. Как связаны числа 7 и 8»
Сокращения: С., п 4 - книга «Сердце», параграф 4; МО – «Мир огненный»; Н – «Надземное», ч.2
Смотрим на Древе рождение статьи. Красиво получается
Нач. 2018/02/25/ - год кр. Петуха, нед. ч. Собаки, день кр. Мыши
Ок. 2018/03/20 - год кр. Петуха, нед. кр. Тигра, д. кр. Мыши
Корректир. 2019/11/02 – год ж. Кабана, нед. ч. Зайца, день с. Зайца
|