ЦЕПЬ ПРИЧИН
ЖИЗНИ И СМЕРТИ. НИДАНЫ. Введение
Изучение цепи нидан полезно и интересно само по себе. Мы же
дополнительно используем данное знание под углом интерпретации символических
животных Калачакры. И предлагаем вниманию ряд статей, объединенных одной темой:
Введение – Цепь причин жизни и
смерти. Ниданы; Статья 1 - Древо
нидан и символические животные Калачакры; статья
2 - Пневматология атмана и его БВЖ; статья 3 - Принципы и
ниданы на планах бытия: статья 4 - 12 звеньев
цепи нидан.
Согласно традиции, открытием
«цепи причинности» бытия (двенадцати нидан) ознаменовалось достижение Гаутамою
озарения. Проблема, мучавшая его многие годы, нашла разрешение. Последовательно
размышляя, Гаутама Будда дошёл до источника зла, приносящего человеку
страдание.
1.Размышления от следствия к причине:
1) Существование есть страдание, ибо в нём заключены старость, СМЕРТЬ и
тысячи страданий − джарамарана
2) Я страдаю, потому что Я РОЖДЁН − джати
3) Я рождён, потому что принадлежу миру бытия = СУЩЕСТВОВАНИЕ − бхава
4) Я рождаюсь, потому что я питаю в себе существование = ПРИВЯЗАННОСТЬ
− упадана
5) Я питаю его, ибо я имею ЖЕЛАНИЯ − тришна
6) У меня есть желания, ибо я имею ЧУВСТВОВАНИЯ − ведана
7) Я чувствую, ибо я СОПРИКАСАЮСЬ с внешним миром − спарша
8) Это соприкосновение производится действием МОИХ ШЕСТИ ЧУВСТВ − чадаятана
9) Мои чувства проявляются, ибо, БУДУЧИ ЛИЧНОСТЬЮ, я противопоставляю
себя безличному. − нама рупа
10) Я – личность, ибо я имею СОЗНАНИЕ, пропитанное сознанием этой
личности − виджняна
11) Это сознание создалось вследствие моих прежних существований
=НАКЛОННОСТИ − самскары
12) Эти существования омрачили моё сознание, ибо я не знал. =
НЕВЕЖЕСТВО − авидья
2. Размышления от причины к следствию:
1) Авидья (омрачённость, невежество) обуславливает →
2) Самскара (наклонности)
обуславливает →
3) Виджняна (сознание).
обуславливает →
4) Нама-рупа (форма, чувственное и нечувственное) обуславливает →.
5) Шад-аятана (шесть трансцендентальных основ чувств) обуславливает →
6) Спарша (соприкосновение) обуславливает →.
7) Ведана (чувствование)
обуславливает →.
8) Тришна (жажда, вожделение) обуславливает →.
9) Упадана (влечение, привязанности) обуславливает →.
10) Бхава (бытие, существование) обуславливает →
11) Джати (рождение)
обуславливает →.
12) Джара (старость, смерть).
Итак, источник и первопричина всех бедствий
человечества в омрачённости, в невежестве. Отсюда яркие определения и
осуждения Гаутамою именно невежества. Он утверждал, что невежество есть
величайшее преступление, ибо оно является причиной всех человеческих страданий,
заставляя нас ценить то, что недостойно быть ценным, страдать там, где не должно
быть страдания, и, принимая иллюзию за реальность, проводить нашу жизнь в
погоне за ничтожными ценностями, пренебрегая тем, что в действительности
является наиболее ценным, - знанием
тайны человеческого бытия
Восточные учения и все
учения прошлого утверждают, что человек перевоплощается под воздействием КАРМЫ
– причинно-следственного закона. Высшее Я человека есть Истинный человек. Проявляя
свои потенциальные способности, он собирает опыт жизней Каждое отдельное воплощение - это действие луча
Высшего Сознания для получения опыта в определенном направлении. Индивидуальное
существование, состоящие из целой серии жизней, которые начинаются,
продолжаются и оканчиваются, чтоб снова начаться, и так нескончаемо,
сравнивается с колесом или годом с 12-ю месяцами, неизменно повторяющимися.
Самая цепь 12-и нидан становится уже не цепью, но колесом жизни с 12-ю спицами.
Колесо жизни, колесо Закона, раз пущенное в ход, никогда не останавливается. «Колесо благого Закона в неизменном вращении неустанно
дробит, неценные отбросы отделяя от золотого зерна. Рука кармы направляет
колесо,его обороты отмечают биение её сердца».
Ниданы, таким образом, есть
детализированное выражение закона кармы в двенадцати аспектах, а «биение сердца
кармы» - цикл (рис.1). Рис.1
|