Взгляд на теософскую модель Калачакры под углом философии времени
Доклад на 33-ей Школе-семинаре РЭШТ им. Е.П. Блаватской в г. Кемерово
1 часть. ФИЛОСОФИЯ - КОСМОГОНИЯ – ВРЕМЯ
Направление мысли о времени, которое я хочу выявить в своём выступлении, это общие и эзотерические концепции времени ® динамично ли время* ® буддизм о времени ® теософская модель Калачакры. Используя при этом эзотерические понятия Древа на семи планах бытия и пневматологического креста сознания.
*) вопрос этот возник потому, что тема этой Школы была заранее озвучена как «Время – динамический аспект Вселенной». И ответ на вопрос этот будет получен – в конце.
В филосо́фии простра́нство и вре́мя есть родовые категории БЫТИЯ.
Все философские концепции пространства и времени делятся на субстанциальные и реляционные. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от наличия или отсутствия материальных объектов. (например, парабраман, мулапракрити, атман).
Реляционная концепция считает пространство и время особыми отношениями между материальными объектами и процессами; пространство и время вне их не существуют.
В учении «Тайной Доктрины», считающимся эзотерическим, время определяется как последовательность состояний сознания, циклическое движение какой-либо сущности, в течение которого она достигает определенной стадии осведомлённости. Масштабы времени, как и пространства, напрямую связаны с масштабами самой сущности, от атома или человека до Сущности космической. Значит, это субстанциальная концепция, которой и придерживаются теософы, изучая космогонию по Тайной Доктрине.
В. Космогония в философии — есть учение о происхождении и развитии Вселенной.
Всякая космогония есть учение о Мировых Всеобъемлющих Принципах, через эманации свои управляющих жизнью мироздания. Схема Древа на рис.1 их демонстрирует.

Рис.1 Древо на 7 планах
Принципы космогонии изложены в той последовательности, которая предначертывается: как абсолютной логикой, так и свойствами совершенного человеческого сознания.
Таковым свойством является способность человека к созерцанию, что есть (по Канту) НЕОПОСРЕДОВАННЫЙ МЫШЛЕНИЕМ АКТ ПОЗНАНИЯ, происходящий в сознании через к. Мистики. А логика – это диалектика, в сознании человека она познаётся категорией Разума (рис.2). Сия предначертанность последовательности, заложена в бинерном «устройстве» сознания человека и земного, и космического. И таково, в результате, двойственное восприятие мира человеком, из чего вытекают все его ментальные «умствования» - концепции.

Рис.2. Крест самосознания
Благодаря такому «раскладу» сознания, человек получает возможность расчленить условно то, что абсолютно расчленено быть не может, ибо, цитата (слушаем и смотрим на рис.2): «в Боге возможность и действительность [мысль и действие] неразделимы, возможность не предшествует действительности. Бог творит Самого Себя, как Собственный Результат, но Результат этот так же вечен, как и Само Творчество» (рис.2). Таков мир духовный, нуменальный, и таков пневмат. крест сознания Бога и человека.
Для человека мир нуменальный - это планы с 1 по 4 включительно (рис.1).
Изучение космогонии как Мирового Творчества есть – по закону аналогии - изучение свойств человеческого сознания - в той причинной (!) последовательности, какая диктуется абсолютно совершенным разумом (Архата). Такая последовательность запечатлена в форме ДРЕВА как АЛГОРИТМА и космогонии, и целостного сознания. Яков Бёме, мистик и мыслитель, сначала созерцал космогонию, а потом 12 лет осмысливал, формулировал всё в разуме, прежде чем написал об этом книгу. Все этапы космогонии он рассматривает не как имевшие место один раз, но как вечное бывание. Предшествование и последование между ними надо понимать только в метафизическом смысле, а никак не во временном. «У Бога нет ни прошлого, ни будущего, одно только настоящее» — говорит Дон Кихот Санчо Пансе.
Таким образом, в Мире Абсолютном всё сливается в одно вечное Субстанциональное Бытие,
где категория времени, априорно связанного с изменениями, не имеет смысла и надобности.
Творчество и уничтожение, т.е., изменения, есть лишь в мире проявленном. Здесь мы определяем (чувственно) и фиксируем (своим умом) течение времени.
Но без философского знания изначальных основ бытия, т.е., онтологии и свойств нашего сознания, мы легко теряем свет истины в потёмках майи.
Часть 2. Тройной динамизм проявленной вселенной
Слово докса в философии означает общепринятое мнение, не имеющее авторитетного источника. Таковым является мысль, что именно время есть динамический аспект вселенной (или пространства). Проанализируем, насколько это верно эзотерически.
- Разберём Цитату из кн. «Ключ к чёрной магии»: Станисла̀са де Гуайта, известного представителя французской оккультной традиции /1/. Речь в ней идёт о начале космогонического процесса.
- Слушаем цитату и следим по схеме Древа жизни на 7 планах (рис.3).

Рис.3, Крест Единого
«Эта Тьма предвечных границ (первобытная, где берет начало, отражаясь в ней, Невидимый Свет Чистого Духа), наполнена тремя потенциальными силами, соединенными в физиогенетической вершине, а именно: сила расширяющая (родоначальница разрежённости, Авель), сила сжимающая (родоначальница плотности, Каин), и, наконец, сила вращения [Сиф] — продукт борьбы этих двух первых (сила вращения = мать огня - принципа).
Этот тройной динамизм, оккультное основание всякой сотворенной жизни, овладевает Адамом-Евой, и, таким образом, сила расширяющая, растягивая субстанцию Адама, рождает Авеля, эфирное пространство, силу центробежную, а сила сжимающая даёт Каина, Время-Делителя, силу центростремительную, ибо, сделавшись переменчивым, Адам познаёт Время, а сделавшись телесным, он познаёт Пространство». (в Этих трёх силах не трудно угадать три гуны - атрибуты материи из философии Санкхья - саттва, раджас и тамас).
Добавлю по рисунку. Адам-Ева есть 4-я категория сознания Единого. И это другое имя Демиурга, коллективно, Строителей проявленной вселенной. В космогонический момент явления Адама-Евы возникает Махат, Космический Разум, он составляет следующую триаду в Древе (на 3-4 планах).
Продолжаю цитату: «Время уплотняет эфирную субстанцию Пространства в туманные скопления;, Каин [время] [аллегорически] «убивает» Авеля [единое пространство], а отсюда является материальный мир, который организуется на заре** третьего свойства Бездны - силы вращения, Сифа, который и создаёт звездное распределение Адамической Субстанции в Пространстве при помощи Времени***» /1/.
**) «на заре» – означает 4-ый план как духовный прообраз 7-го плана, мира предельного сжатия.
***) Время как процесс изменения, на 4-ом буддхическом плане синтеза, не существует. Там ВСЁ существует как синархия – одновременность и гармония Космических Сил (Шмаков) и как вечное продление (Яков Бёме).
Подведём итог. Касаемо динамизма вселенной, из цитаты следует, что динамизм вселенной создается вращательной силой, присущей - вместе с двумя другими - первичной материи. Онтологически, не время, а троичный аспект Матери всего сущего, «динамит» явленную вселенную. А неявленную вообще ничто не колышит)).
Утверждение категории времени как динамического (т.е., изменяющего) аспекта Вселенной, получается обманчивым. Аристотель - материалист древнегреческий)) - в своём сочинении высказался определённо: «А мнение тех, кто утверждает, что время есть сфера Вселенной, имеет своим основанием лишь то, что всё происходит как во времени, так и во сфере Вселенной; такое высказывание слишком наивно, чтобы стоило рассматривать содержащиеся в нем несообразности». /2/.
2. Три силы Матери и пневмат. крест
Продолжим, глядя на рис.4

Рис.4. Крест Адама-Евы
Эти ТРИ силы первоматерии имманентны и аналогичны триаде духа: категориям воля-мистика-разум.. Эта аналогия даёт нам расширение пониманий категорий сознания. Мистику характеризует Авель, пространство, сиречь, единая пластическая среда, которая сознанием непосредственно восчувствуется = созерцается.
Каин, время, характеризует категорию Разума, то есть, ум. О времени же давно известно, что оно является продуктом ума, так сказать, обрабатывающего результаты чувственных восприятий человека.
Бенедикт Спиноза: «Мир есть книга, которую читает человеческий дух: отдельные вещи подобны буквам, их связь подобна предложениям, Бог подобен смыслу всей книги.
Воображение [4-я категория] складывает буквы, интеллект [3-я] читает, интуитивное познание постигает в непосредственном созерцании [2-я] Целое [1-я категория креста]».
Видим по рис.2, что великий мыслитель последовательно перечислил 4 характеристики категорий пневмат. креста сознания, в их иерархически восходящем порядке.
Мир феноменальный – соответствующий 4-ой категории нкв - живет всегда и вечно, всегда создается, всегда разрушается; времени, (как общего единого понятия) в нём нет именно потому, что в отдельных частях его оно имеет различный масштаб и различное направление.(Пример тому – теория относительности Эйнштейна). Здесь-то, в 4-ой категории нкв возникает ЦИКЛИЧНОСТЬ изменений, следовательно, времени.
Много моделей времени уже существует! Например, есть топологическая модель времени, где оно зависит от форм пространства. Одно остаётся неизменным: все модели времени не ощущаются чувственно, но мыслятся.
Учёными доказано, что «наше мышление прерывно во времени, и потому наши умозаключения по поводу всего воспринимаемого нашим чувствованием подобны ленте кинематографа, которая, будучи недвижна в частях своих, в своем целом с полной иллюзией воспроизводит движение
Из Аристотеля: «Время есть не что иное, как ЧИСЛО движения по отношению к предыдущему и последующему»./2/.
Но время только ли есть число?.. Над этим надо подумать.
Ссылки:
- Шмаков В. «Великие Арканы Таро»
- Аристотель. Физика. Соч. в 4-х т. 1978. Том 3. с. 146
Часть 3. I, Природа времени в буддизме. II, Подход к Калачакре
- Философия и современная наука особенно, явили уже значительное количество моделей времени. Обратим свой ментальный взор к философии буддизма, поскольку мы тяготеем к Калачакре, которая «родом оттуда»)).
В буддизме время не рассматривается как абсолютная среда, в которой происходят события и которая существует независимо от них. Таким образом, с буддийской точки зрения пространство и время не составляют вместе систему координат, определяющую положение объектов, находящихся в ней. Время – это изменчивое явление, которое НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ни формой физического явления, ни способом осознавания, что обозначается в буддизме термином несоответствующей воздействующей переменной.
Время – это интервал в индивидуальном умственном континууме между ПЕРЕЖИВАНИЕМ двух последовательных событий.
Когда в буддизме обсуждается время, речь идёт о том, что на Западе мы бы назвали ПЕРИОДОМ времени или временным промежутком. Период времени нестатичен: мы ПЕРЕЖИВАЕМ ЕГО на протяжении ряда моментов, и в каждый момент переживаем что-то новое.
Период времени – это ПРИПИСАННОЕ ЯВЛЕНИЕ, а значит, он не может существовать независимо от основы для обозначения – одного из моментов интервала между переживанием двух событий.
Значит, период времени можно познать неконцептуально, чувствами. Например, когда мы видим восход, мы видим первый момент периода времени, который продлится до момента перед следующим восходом. Этот период времени можно ментально обозначить с помощью категории «день» и назвать словом «день», таково будет концептуальное представление этого промежутка времени. Тем не менее, мы неконцептуально ощущаем (зрением, слухом) первый момент этого периода времени.
Еще пример. Когда мы видим, как стакан падает со стола и разбивается, мы не просто наблюдаем за серией статичных кадров, как на киноплёнке, и объединяем их в событие на концептуальном уровне. Одновременно с видением стакана в разных точках пространства, мы неконцептуально (чувственно) в каждый момент его падения видим его непостоянство и видим сам момент – часть периода времени, который начался с его падения со стола и закончится, когда он ударится об пол.
Вырисовывается логическая схема: 1) непостоянство и изменчивость предполагают наличие причины и следствия 2) а причина и следствие предполагают наличие ПЕРИОДА времени – ИНТЕРВАЛА между ними /1/.
Такова в философии буддизма модель времени – как ПРОМЕЖУТКОВ ВРЕМЕНИ, которые определяются концептуально (т.е., умственно), но являются ПРИПИСАННЫМИ явлениями, т.е., связаны в феноменальном мире с началами чувственных явлений.
- Логично теперь обратиться взором к теософской системе КЧ, представляющей календарь времени, где мы наблюдаем на окружности промежутки времени (как 6-градусные дуги) в виде 12х5 принципов-«зверушек». Согласно буддийской концепции времени, они соотнесены с цепью причин и следствий и есть приписанные явления. К чему? Разберём далее.
В чем же особенность КЧ, если понятие циклов, как повторяемости определённых промежутков времени, априорно было известно и без неё???
В том, что эти промежутки времени, составляющие окружность КЧ как целостность, имеют КАЧЕСТВА, символизированные цветом. Каждая зверушка-принцип из 60-ти – это интервал времени, имеющий своё свойство принципа + окрашенный определённой стихией, что связано – онтологически - с космогонией и вытекает из неё. (Поэтому мы и начали с философии).
КАЧЕСТВА есть ГРАДАЦИИ единой первичной материи = субстанции, по-другому, единой и вечной, всеначальной энергии (ВЭ) или психической энергии (ПЭ) (Рис.5, КЧ). Этот термин станет более понятным, если вспомнить, что психэ, с греч., означает душу, высший разум и сознание. (6-лучевая звезда в центре КЧ).

Рис.5 КЧ
Почему именно психической? Потому что 12 принципов Древа есть не только АЛГОРИТМ иерархии Сил космоса, но и АЛГОРИТМ целостного самосознания всякой - философски и эзотерически - субстанциальной сущности. (Тогда такое понятие из «ТД», как фохат, будет также являться ПЭ на соответствующем макрокосмическом уровне, для феноменального же плана фохат - энергия всеначальная. Дифференцированная в микрокосме на аспекты, она станет энергией психической).
В утверждении мыслителя Филона Александрийского (6 в. до н.э.) есть изречение: «Само время есть лишь качество вещей, явилось вместе с вещами и есть лишь длительный образ Вечности» /2/.
Часть этой фразы: «Само время есть лишь качество вещей» - можно понимать, с буддийской точки зрения, так: время есть не «просто число», но периоды длительности, ВЫРАЖАЮЩИЕ СОБОЙ определённые КАЧЕСТВА и ПРИПИСАННЫЕ к определённым ПРОСТРАНСТВЕННЫМ НАЧАЛАМ существования.
Тогда 60 принципов КЧ мы поймём, как феноменальные аспекты всеначальной субстанции, являющейся ТОНКОЙ = энергетической основой для всех вещей.
А значит, кстати, и динамическим аспектом вселенной! То есть, мы подошли к оккультному утверждению динамичности = изменяющего фактора материи во вселенной, но с другой стороны.
Важный момент: Древо же принципов (сефирот) и нидан, как функциональный алгоритм космоса, связывает эти промежутки времени, понимай, аспекты ПЭ, в единую систему Космоса.
Ссылки:
1 . / Study Buddhism Home › Продвинутый уровень › Абхидхарма и философские школы › Время и вселенная/ Д-р А. Берзин https://studybuddhism.com/ru/prodvinutyy-uroven/abhidharma-i-filosofskie-shkoly
2.Шмаков В. «Великие Арканы Таро»
Часть 4. Можем ли мы ОЩУТИТЬ время?.. Пространство-время как единая категория бытия
Итак, есть единая, всеначальная психическая энергия, энергия души, более научно - сознания.
60 аспектов махаяны в КЧ составляют в сумме 360° окружности, то есть полный цикл. Через эти циклы, как меры времен, но и как аспекты энергии, мы можем чувственно воспринимать влияние на нас периодов времени как отдельных феноменов психической энергии!
Если пространство человек всё-таки опосредованно ощущает через зрение и другие чувства, (то есть, пространство - это априорная форма внешнего чувствования), то время как таковое человек не может чувственно ощутить (ни попробовать его на вкус, ни пощупать). Время – по И. Канту - есть априорная форма внутреннего чувствования. И оно познается умом.
Но всеначальная энергия (ВЭ) – как явление начальной для всего сущего Матери-материи - представляет собой и всеначальное пространство! Таким образом, через психическую энергию (ПЭ), которая есть аспекты ВЭ, мы получаем связь двух категорий бытия, которые считались разными, а теперь мы можем их понимать в качестве единой категории бытия, как ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ.
Приоритет пространства
Пространство КЧ, как ВЭ, относящаяся к центру круга, по окружности структурируется на 12х5 аспектов, которые относятся и ко времени (потому что Древо 12-ти принципов есть Древо причинности), и к пространству (5 стихий проявления Древа).
В систему Калачакры вписаны четыре направления пространства – 4 стороны света. В качестве координат суточного или годового цикла они связаны с реальными моментами восхода зенита и захода солнца; в цикле годовом: зимнее и летнее солнцестояния плюс две точки равноденствий. Эти координаты есть пространственные априорно. Они есть то, к чему - по буддийской модели - ПРИПИСАНЫ различные периоды времени.
Пространство получает как бы приоритет над временем, которое есть (напоминаем себе) изменчивое явление, которое НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ни формой физического явления, ни способом осознавания, что обозначается в буддизме термином несоответствующей воздействующей переменной.
Также, по определению буддизма, Время – это интервал между изменяющимся ПЕРЕЖИВАНИЕМ двух последовательных событий. То есть, задействуются наши ментальные и субъективные чувствования, и это тоже пространство, только ментального или тонкого миров. Кант, немецкий философ, в этих «запутках» разбирался всю жизнь и многое постиг.
Нам без наглядной схемы трудно усвоить все замысловатые философские утверждения Востока и Запада. Ум настолько не развит. Но, как говорится, «Тайная Доктрина» и Агни Йога нам в помощь)) (рис.6). Схема Древа на 7 планах и принципы семеричного человека многое философское помогут прояснить.

Рис.6
В итоге, созерцая - кроме планов и Древа - «нашу» Калачакру)), мы остановились на том, что
существует ЕДИНАЯ категория бытия - ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ, в которой пространство имеет приоритет над своей временно̀й ипостасью. И это ПРОСТРАНСТВО суть градации психической энергии (ПЭ) для феноменального мира.
А значит, единое пространство-время, как аспекты психической энергии и одновременно периоды времени в календаре Калачакры (которые, кстати, быстрее доходят до центрированного в категории Разума современного человека, чем тонкие влияния ПЭ, пока с трудом познающиеся категорией Мистики) всё-таки можно считать динамическим аспектом вселенной!
Значение теософской системы КЧ
Итак, система КЧ становится схемой одновременно пространственной и временной. И в этом случае отдельный период времени, как определенный аспект ПЭ (6°дуги), как качество энергии, может уже ЧУВСТВЕННО ощущаться человеком!
Надо только человеку правильно настроить свой организм и своё сознание на уявление этой тонкой энергии, которая пропитывает и напитывает весь феноменальный мир, а будучи осознана, изменит самого человека и его жизнь. В этом, как утверждает учение Агни Йоги, одна из главных задач наступившего (уже) большого периода времени - эпохи Водолея. (Вот интересно, а к какому феноменальному явлению она приписана?)
И в этом видится важнейшее значение теософской системы Калачакры - дать тот наглядный календарь, по которому возможно человеку наблюдать и фиксировать - чтобы познавать и исследовать в себе - временные и качественные (т.е., пространственные) явления психической энергии. И использовать! - как способности, априорно присущие человеку.
Можно понять тогда теософскую модель КЧ как определённое расширение буддийской концепции времени. Ибо, подходя к качественным характеристикам интервалов времени, мы подходим непосредственно и практически к психологии человека и влияющего на него - до поры - времени (если так можно сказать). Определение психологических характеристик «внешнего» времени или качеств «внутренних» воплощенного сознания - через параметры даты его рождения в системе КЧ – это, реально, МЕТОД!
Можно посчитать серьёзным наше исследование КЧ, как теософской системы, в которой периоды времени на окружности являются качественными и числовыми принципами пространства-времени.
Время для человеческого земного сознания дискретно, потому и качество периодов времени является градациями пространственно - временной психической энергии (ПЭ). Без такого наполнения КЧ, как календарь, теряет свой ключевой смысл.
И божество Калачакра является деятельным символом в практиках тантры, потому что оно символизирует психическую энергию человека (ветры и т.п.). Время там используется как периоды, но они имеют статус, подчинённый психической энергии. Человечество подошло к необходимости осознания ПЭ только сейчас, тогда как в тантре её знали ой, как давно… по большому счёту, она никогда и не забывалась.
Хочется думать, что при грамотном обосновании всех положений Калачакры, идея единого пространства-времени с градациями психической энергии по периодам времени могла бы стать теософским вкладом в познание такого времени.
|