Ниданы. Подборка цитат. - Книги по Теософии - ЦИТАТЫ ИЗ КНИГ - Каталог статей - Персональный сайт

Форма входа

Поиск

Наш опрос

Как часто вы посещаете подобные ресурсы?
Всего ответов: 384

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Среда, 07.12.2016, 11:37
Приветствую Вас Гость | RSS
ТЕОСОФСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » ЦИТАТЫ ИЗ КНИГ » Книги по Теософии

Ниданы. Подборка цитат.
       Ниданы имеют двоякое значение. Они суть:
1)    Двенадцать причин чувственно-разумного существования через двенадцать звеньев, связующих субъективную Природу с объективной или же существующих между субъективной и объективной Природами.
2)    Цепь причин и следствий.

Названия этих 12-ти Нидан таковы:
 
1.    Джарамарана (Заяц)*;                         7. Спарша (Обезьяна)*;
2.    Джати (Тигр)*;                                     8.  Чадаятана (Петух)*;
3.    Бхава (Дракон)*;                                  9.  Намарупа (Собака)*;
4.    Упадана (Змея)*;                                10.  Виджнана (Кабан)*;
5.    Тришна (Лошадь)*;                            11.  Самскара (Мышь)*;
6.    Ведана (Коза)*;                                   12.  Авидья (Бык)*.
* Добавлено мной. Сафонов Роман.

Ниданы есть детализированное выражение закона кармы в двенадцати аспектах, или же, мы могли бы сказать, закон кармы в двенадцати ниданических аспектах.
(Е.П.Блаватская, *Инструкции…*, СФЕРА, 2000).


       Индивидуальное существование, состоящие из целой серии жизней, которые начинаются, продолжаются и оканчиваются, чтоб снова начаться, и так нескончаемо, сравнивается с колесом или годом с 12-ю месяцами, неизменно повторяющимися. Самая цепь 12-и нидан становится уже не цепью, но колесом жизни с 12-ю спицами. Колесо жизни, колесо Закона, раз пущенное в ход, никогда не останавливается. «Колесо благого Закона в неизменном вращении неустанно дробит, неценные отбросы отделяя от золотого зерна. Рука кармы направляет колесо, его обороты отмечают биение её сердца».
(из пис. Е.И.Рерих Рихарду Рудзитису от 11-6-36, * Письма с гор *,
Том 1, Минск, «Лоцать»,2000г»).




       Тат. Значит, во мне есть мучители, отче мой?
       Гермес. И их немало, сын мой, они грозны и многочисленны.
       Тат. Я их не знаю, отче мой.
       Гермес. Само Незнание есть первый из этих палачей.
 Второй – печаль;
 третий – неумеренность;
 четвёртый – вожделение;
 пятый – несправедливость;
 шестой – алчность;
 седьмой – лживость;
 восьмой – зависть;
 девятый – хитрость;
 десятый – гнев;
 одиннадцатый – опрометчивость;
 двенадцатый – коварство.
Числом – двенадцать, но под ними, под их главенством ещё большее количество. Посредством пленения тела они заставляют находящегося внутри его человека страдать через ощущения. Они удаляются мало-помалу, правда, не все сразу, от того, кого Бог наделил милостию Своею. Вот в этом-то и состоит способ и смысл возрождения.
Герметический свод, стр. 72-73.

                                                                     *        *        *

Гермес.  11)  Вот в чём состоит разница между телом бессмертным и телом смертным: тело бессмертное состоит только из одного рода материи, но смертное – нет; кроме того, первое воздействует на иные вещи, другое же – испытывает воздействие. Бессмертное тело властвует, смертное же пребывает во власти; первое свободно и приказывает, второе – в рабстве и подчиняется.
Герметические фрагменты, стр.142

Гермес.  13)  Всегда должно быть рождение, и рождение многих существ или, скорее, всего сущего. Ибо мир никогда не лишён какой бы то ни было вещи: своим движением он непрерывно рождает в себе существа, которые никогда не перестанут разлагаться.
Герметические фрагменты, стр.143

Гермес.  2) Я тебе говорил о зодиакальном круге, иначе говоря, о круге, несущем животных, а также о пяти планетах, Солнце, Луне и о каждом из их кругов.
Герметические фрагменты, стр.147
                                                           
                                                                              X
1)    Вот что можно сказать о трёх временах: они не существуют отдельно друг от друга и не соединены друг с другом, но с другой стороны, они соединены друг с другом и существуют сами по себе.
2)    Разве можно представить, что настоящее существует без минувшего? Это невозможно, поскольку настоящее рождается из минувшего, а грядущее – из настоящего.
3)    Если нужно исследовать вещи до глубины, то мы будем рассуждать так:  минувшее отошло в то, что больше не существует; грядущее не существует, поскольку оно ещё не наступило; настоящее же не может длиться – оно есть лишь мгновение. И как назвать его настоящим, если оно не останавливается ни на мгновение, если оно не может стоять.
4)    Кроме того, по мере того как минувшее соединяется с настоящим, а настоящее – с будущим, они становятся одним временем (ибо они не существуют отдельно друг от друга) по причине своей тождественности, своего единства и своей протяжённости.
5)    Так, время есть протяжённо и раздельно, будучи одним и тем же.
Стобей, «Физические эклоги», IX, 41) Герметические фрагменты, стр.147.

… Для космоса время есть циклическое движение; для человека время есть разрушение.  Стр. 156.

Силы  устремлены не снизу вверх, но сверху вниз.
Герметические фрагменты, стр. 157.
                               
                                                                       XVI
1)    Душа есть сущность (усия) бесплотная, и даже когда она пребывает в теле, она не теряет полностью своего образа бытия. По сути своей она всегда подвижна, и её движение есть собственное движение мысли, она не есть движима ни в чём-то, ни для чего-то, ни в связи с чем-то. Ведь она первична по своему могуществу, а первичное не нуждается в последующем.
2)    Выражение «в чём-то» относится к месту, ко времени, к природному движению роста; «в связи с чем-то» – к гармонии, к особой форме, к фигуре; «для чего-то» – к телу.
3)    Ибо это для тела существует время, место, природное движение роста. Все эти понятия соединены между собой изначальными взаимными связями, если действительно тело нуждается в месте – ведь невозможно зачать тело без места, если тело подвержено природному изменению – ведь изменение невозможно без времени и природного движения, если, наконец, тело действительно не может сложиться без гармонии.
4)    Поэтому место существует для тела, ведь если на место возлагаются изменения тела, оно не позволит исчезнуть изменяющемуся телу: изменяясь, тело переходит из одного состояния в другое, и когда оно оставляет своё предыдущее состояние, оно не перестаёт существовать, но обретает новую форму. Оно было телом и останется телом, каждый раз, изменяясь в иную вещь, оно изменяет образ бытия, своё качественное состояние.
5)    Потому место, время и природное движение бесплотны.
6)    Каждое из них имеет присущие ему свойства. Месту присуще содержать в себе; свойства времени – промежуток и число; свойство Природы – движение; гармонии – влечение; тела – изменение; свойство души – разумная деятельность, исходящая из её сущности.  
(Стобей, «Физические эклоги», XLIII, 4.) Герметические фрагменты, стр.161-162.

                                                                           XX
1)    Итак, душа есть сущность бесплотная, так как если бы она имела тело, она не могла  бы остаться самой собой. Всякое тело нуждается в существовании, оно нуждается также и в жизни, которая состоит в упорядоченной последовательности.
2)    Всё то, что рождается, должно иметь последующее изменение: ведь всё родившееся начинает расти, а за ростом следует уменьшение и разрушение.
3)    Существо есть живое и существует в действительности, если оно получает душу. Но то, что есть причина существования иных вещей, прежде всего должно существовать само по себе. Под существовать я имею в виду «быть наделённым смыслом и участвовать в разумной жизни». А разумную жизнь даёт душа.    …
(Стобей, «Физические эклоги», LII, 3) Герметические фрагменты, стр.166.


…и всякие иные таинства, происходящие каждое в своё время, придавая Порядок и рост совокупности вещей, находящихся внизу, сообразно движениям и соответственным промежуткам времени, посредством определённых тайных влияний.
ИЗ КНИГИ «ДЕВА, ИЛИ ЗЕНИЦА МИРА». Герметические фрагменты, стр.170.

…Первый слой был намного лучше и чище, чем второй, а второй, низший по отношению к первому, - лучше, чем третий. И так до шестидесятой ступени, завершающей общее число. Но Бог установил закон, по которому все души вечны, поскольку они берут своё начало из единственного вещества (усия), тайну приготовления которого знает только Бог. И Он предписал им различные части неба для каждого рода звёзд, дабы они вращали колесо (килиндрон) согласно установленному Порядку и направлению и этим доставляли радость своему Отцу.
ИЗ КНИГИ «ДЕВА, ИЛИ ЗЕНИЦА МИРА». Герметические фрагменты, стр.173.

                                                            *        *        *
НИДАНА. (санскр.). 12 причин существования, или цепь причинности, «сцепление причины и следствия во всём ряду существования через 12 звеньев». Это фундаментальная догма буддийской мысли, «понимание которой разрешает загадку жизни, раскрывая пустоту существования и подготовляя ум к нирване». (Эйтель. …) Порядок 12-ти звеньев таков:
(1) Джати, или рождение, согласно одному из четырёх видов вступления в поток жизни и перевоплощений – или Чатур Йони (см.), причём каждый вид ставит рождённого в одну из шести Гати (см.).
(2) Джарамарана, или старение и смерть, следующие за зрелостью скандх (см.).
(3) Бхава, кармический посредник, который ведёт каждое новое чувствующее существо к рождению в той или иной форме существования в Трайлокье и Гати.
(4) Упадана, созидающая причина Бхавы, которая,  таким образом, становится причиною Джати, которая есть следствие; и эта созидающая причина есть привязанность к жизни.
(5) Тришна, любовь чистая либо нечистая.
(6) Ведана, или чувствование; восприятие посредством чувств, что есть 5-ая скандха.
(7) Спарша, чувство  осязания.
(8) Чадаятана, органы чувств.
(9) Намарупа, личность, то есть форма, имеющая название, символ нереальности материальных феноменальных явлений.
(10) Виджнана, совершенное знание всех воспринимаемых вещей и всех объектов в их сцеплении и единстве.
(11) Самскара, действие на плане иллюзии.
(12) Авидья, отсутствие истинного восприятия, или невежество.
…ниданы относятся к самым тонким и глубоким учениям восточной метафизической системы…
Е.П.Блаватская, «Теософский словарь», изд. «Сфера», 1994 год, стр.310.


АДИ-НИДАНА. (санскр.). Первая и Наивысшая Причинность, от ади – «первый», и нидана – «основная причина» (или сцепление причины и следствия).
Е.П.Блаватская, «Теософский словарь», изд. «Сфера», 1994 год, стр.29.

ВЕДАНА. (санскр.). Вторая из пяти скандх (восприятия, чувства). Шестая нидана.
Е.П.Блаватская, «Теософский словарь», изд. «Сфера», 1994 год, стр.114.

КАРМА. (санскр.). Физически – действие; метафизически – Закон Воздаяния – Закон причины и следствия, или Нравственная Причинность. Немезида, но лишь в одном смысле – в смысле плохой кармы. Это одиннадцатая нидана во взаимном сцеплении причин и следствий в ортодоксальном буддизме; но это также сила, управляющая всем, результат нравственного действия, метафизическая Самскара, нравственное следствие действия, совершённого для достижения чего-либо, удовлетворяющее личное желание. Существует карма наших достоинств и карма наших недостатков. Карма ни наказывает, ни награждает, она есть просто единый Всеобщий Закон, безошибочно и, так сказать, слепо направляющий все другие законы, производящие определённые результаты в направлениях, определённых соответствующими им причинностями. Когда Буддизм учит, что «карма есть то духовное зерно (каждого существа), которое единственное переживает смерть и сохраняется при переселении», или перевоплощении, то это просто означает, что после каждой личности не остаётся ничего, кроме ею порождённых причин; причин, которые суть неразрушимы, то есть которые невозможно удалить из Вселенной, пока они не перейдут в свои законные следствия и, так сказать, не будут стёрты ими. Такие причины – если они не погашены во время жизни их породившей личности соответствующими следствиями – последуют за перевоплощённым Эго и настигнут его в последующем воплощении, пока полностью не будет установлена гармония между следствиями и причинами. Ни одна «личность» - чистое сцепление материальных атомов и инстинктивных и ментальных свойств – не может, конечно, сохраниться как таковая в мире чистого Духа. Лишь то, что бессмертно по самой своей природе и божественно в своей сущности, то есть – Эго, может существовать вечно. И так как именно Эго выбирает личность, которую она одушевит после каждого давакхана, и получает через эти личности последствия созданных кармических причин, то это Эго и есть Я, которое было упомянуто как «духовное зерно» и воплощённая карма – «единственное, что переживает смерть».
Е.П.Блаватская, «Теософский словарь», изд. «Сфера», 1994 год, стр.216.
ПРАТИСАМВИД (санскр.).  Четыре «неограниченные формы мудрости», достигаемые архатом; последняя из которых является абсолютным знанием двенадцати нидан и властью над ними.
Е.П.Блаватская, «Теософский словарь», изд. «Сфера», 1994 год, стр.356.

ТРИШНА (санскр.).  Четвёртая нидана; духовная любовь.
Е.П.Блаватская, «Теософский словарь», изд. «Сфера», 1994 год, стр.455.

                                                         *        *        *
                   Согласно традиции, открытием «цепи причинности» (двенадцати нидан) ознаменовалось достижение Гаутамою озарения. Проблема, мучавшая его многие годы, нашла разрешение. Размышляя от причины к причине, Гаутама дошёл до источника зла:
12) Существование есть страдание, ибо в нём заключены старость, смерть и тысячи страданий.
11) Я страдаю, потому что я рождён.
10) Я рождён, потому что принадлежу миру бытия.
9)    Я рождаюсь, потому что я питаю в себе существование.
8)     Я питаю его, ибо я имею желания.
7)   У меня есть желания, ибо я имею чувствования.
6)   Я чувствую, ибо я соприкасаюсь с внешним миром.
5)   Это соприкосновение производится действием моих шести чувств.
4)   Мои чувства проявляются, ибо, будучи личностью, я противопоставляю себя безличному.
3)   Я – личность, ибо я имею сознание, пропитанное сознанием этой личности.
2)   Это сознание создалось вследствие моих прежних существований.
1)    Эти существования омрачили моё сознание, ибо я не знал.

      Принято эту двенадцатиричную формулу перечислять и в обратном порядке:
1)    Авидья (омрачённость, невежество).
2)    Самскара (карма).
3)    Вижнана (сознание).
4)    Кама-рупа (форма, чувственное и нечувственное).
5)    Шад-аятана (шесть трансцендентальных основ чувств).
6)    Спарша (соприкосновение).
7)    Ведана (чувствование).
8)    Тришна (жажда, вожделение).
9)    Упадана (влечение привязанности).
10)    Бхава (бытие).
11)    Джати (рождение).
12)     Джара (старость, смерть).
        Итак, источник и первопричина всех бедствий человечества в омрачённости, в невежестве. Отсюда яркие определения и осуждения Гаутамою именно невежества. Он утверждал, что невежество есть величайшее преступление, ибо оно является причиной всех человеческих страданий, заставляя нас ценить то, что недостойно быть ценным, страдать там, где не должно быть страдания, и, принимая иллюзию за реальность, проводить нашу жизнь в погоне за ничтожными ценностями, пренебрегая тем, что в действительности является наиболее ценным, - знанием тайны человеческого бытия и судьбы.
       Свет, который мог рассеять эту тьму и избавить от страдания, был явлен Гаутамою Буддою как знание четырёх благородных истин:
1)    Страдания воплощённого бытия, проистекающие из постоянно возобновляющихся рождений и смертей.
2)    Причина этих страданий – в омрачённости, в жажде самоудовлетворения в земных присвоениях, влекущих за собою непрекращаемость повторного, несовершенного бытия.
3)    Прекращение страданий заключается в достижении состояния просветлённого вмещения и, тем самым, создании возможности сознательного приостановления кругов бытия на Земле.
4)    Путь к прекращению этих страданий состоит в постепенном усилении элементов, направленных на совершенствование для уничтожения причин бытия на Земле и приближения к великой Нирване.

Путь к этой Истине разделён был Гаутамой на восемь ступеней:
1)    Правильное распознавание (что касается закона причинности).
2)    Правильное мышление.
3)    Правильная речь.
4)    Правильное действие.
5)    Правильная жизнь.
6)    Правильный труд.
7)    Правильная бдительность и самодисциплина.
8)    Правильное сосредоточение.
        Человек, проводящий в жизни эти положения, освобождается от страданий земного бытия, являющихся следствием невежества, желание и вожделений. …

        Гаутамой Буддой также указаны десять великих препятствий, названных оковами:
1)    Иллюзия личности.
2)    Сомнение.
3)    Суеверие.
4)    Телесные страсти.
5)    Ненависть.
6)    Привязанность к Земле.
7)    Желание наслаждения и успокоения.
8)    Гордость.
9)    Самодовольство.
10)    Невежество. …


        Будда особенно настаивал на вмещении учениками понятия «пар противоположений»,  или «двух крайностей», ибо познание действительности достигается лишь путём сопоставления пар противоположностей. Если ученик не мог осилить этого, Будда не приобщал его к дальнейшему знанию, ибо это было не только бесполезно, но даже вредно. Вмещение этого понятия облегчалось усвоением принципа относительности. Будда утверждал относительность всего сущего, указывая на вечные изменения в природе, на непостоянство всего в вечно стремящемся к совершенствованию потоке бытия беспредельного. … (стр. 45-49)

       Учение рассматривает все существующие феномены как единую реальность. Физически и психически эти феномены есть дхармы, предметы нашего познавания. В нас и вне нас мы соприкасаемся лишь с дхармами, потому что в нас и вне нас существуют лишь дхармы.
        Слово «дхарма» – одно из наиболее значительных и наиболее труднопереводимых в буддийской терминологии. Дхарма есть многообразный фактор, фактор сознания, с присущей ему особенностью определённого выявления. Наши органы доставляют нам чувствования, которые обращаются в дхармы действием познавания. Идеи, представления и все интеллектуальные процессы есть, прежде всего, дхармы. Для нашего сознания дхармы то же, что цвет, форма и звук для зрения и слуха. (стр.94) Дхарма существует для нас своим воздействием. «Синий цвет существует, поскольку мы получаем ощущение синего».
        Само Учение Будды принято называть Дхармой, ибо дхарма также означает закон.
        Субъективные или же объективные феномены беспрерывно изменяются. Они реальны, но реальность их моментальна, ибо всё, что существует, есть лишь вечное развитие – дхармы появляются в один момент, чтоб измениться в следующем. Эта доктрина вечного потока всех вещей была настолько основной характеристикой Учения, что оно получило даже наименование «теория моментального разрушения».
        Дхармы (трансцендентальные носители определённого качества) вовлечены в поток вечного изменения. Сочетания их определяют особенности предметов и индивидуумов. Неизменно лишь то, что находится вне сочетаний.
        Древнее Учение знало лишь одно понятие, которое не было составным, условным и было вечным (в представлении определённого цикла, но не в Беспредельности), - это Нирвана.
        Каждая дхарма является причиной, ибо каждая дхарма есть энергия. Если эта энергия присуща сознательному существу, она выявляется двояко: внешне она проявляется как непосредственная причина феноменов, внутренне она изменяет породившего её и заключает в себе последствия, обнаруживающиеся в более или менее далёком будущем.
       Если взять человека, мы найдём, что его физическое и психическое строение есть лишь сочетание пяти групп агрегатов-сканд, которые подразделяются на физические качества, форму – рупа; чувствования – ведана; представления – санжна; устремления, или силы – самскара; сознание – вижнана. Все пять одинаково неустойчивы и двойственны. (стр.95) Самскара есть наклонности и творческие силы, объясняющие настоящие дхармы предыдущими дхармами и которые в настоящих дхармах подготовляют дхармы будущего.
        «Самскара – накопления, оставленные прошлыми чувствованиями и сообщающие аромат будущим чувствованиям». Из этого определения самскара-сканд ясно, что эта группа элементов является как бы впитывающей в себя все особенности прочих сканд.
       Самскара-сканды (тело причинности) – сохранение этой группы сканд обуславливается необходимостью проявления; когда эта необходимость исчезает, они преображаются в чистый свет. Сканда вижнана и отчасти санжна дают окраску, или характер, прочим сочетаниям и потому являются причиной, определяющей последующее существование в смысле устремлений, наклонностей.
        «Рупа подобна блюду, ведана подобна пище на блюде, санжна подобна подливке, самскара подобна повару, а вижнана подобна едоку». Благословенный сказал: «Именно в процессе эволюции возникают санскары». Не существует ни одной санскары, появившейся иначе, чем путём постепенного становления. Твои санскары – следствия твоих поступков в прежних существованиях. Сочетание твоих санскар есть твоё ''я''. Куда бы ни были они привлечены, туда переселяется и твоё ''я''. В своих санскарах ты продолжишь свою жизнь и в будущих существованиях пожнёшь урожай того, что посеял теперь и прежде» («Священные книги Востока», т.19)
        Ни один элемент из одного существования не переходит в другое, но ни один  не достигает нового существования, не имея причины в предыдущем бытии. Когда старое сознание перестаёт существовать – это смерть. Когда сознание возвращается к существованию, получается новое рождение. (стр.96) Нужно понимать, что не из старого сознания возникает настоящее сознание, но что своим настоящим видом оно обязано причинам, заложенным в предыдущем бытии.
        От одной жизни к другой нет передачи, но как бы отсвет, солидарность.
        «Человек посеявший – не тот самый, который жнёт, но он и не другой».
        Содержание сознания состоит из дхарм. Дхармы – это мысли. Мысли эти так же реальны, как и четыре элемента или органы чувств, ибо с момента, как вещь продумана, она уже существует. Человек есть комплекс сочетаний, и в каждый момент его природа определяется числом и характером частиц, которые его составляют. Каждое изменение в его сочетаниях делает из него новое существо. Но это изменение не исключает последовательности, ибо движение сканд не совершается случайно и вне закона. Вовлечённые в вечный прилив и отлив, агрегаты изменяются в одном направлении более, нежели в другом, ибо условия каждого нового сочетания определяются причиной, и причиной этой является качество предшествовавшей причины. Каждое последующее сочетание пожинает плод предыдущих сочетаний и закладывает семя, которое оплодотворится в будущем сочетании.
       Человек есть комплекс сочетаний, и в то же время он  - звено. Он – комплекс, ибо в каждый момент он содержит большое число сканд; он представляет собой звено, ибо между двумя последующими состояниями есть одновременно различие и солидарность. «Если не было бы разницы, молоко не изменялось бы в простоквашу. И если бы не было солидарности, то не было бы необходимости в молоке, чтоб иметь простоквашу». Так сканды складывают нашу карму, или, обратно, карма слагается из сканд.  … (97)


       Энергия, стремящаяся создать новое существо и  направляемая кармой, называется «тришна» – стимул, жажда бытия.
        И этот стимул при проникновении в Учение встаёт перед нами не только как величайший космический принцип, но и как величайшее и прекраснейшее космическое таинство. …  (стр.98)
(Е.И.Рерих, «ПУТЯМИ ДУХА», «ОСНОВЫ БУДДИЗМА», Москва, «Сфера», 1999 год.)



ШРИ   ЮКТЕШВАР  ГИРИ, «СВЯТАЯ   НАУКА»,  Москва, «Прометей»-ВЭРИТАС, 1991.

           Стр. 43.          СУТРА 5,6.
                                        Все беспокойства, волнения и несчастья порождаются Авидьей –
                                   неведением.
                                        Неведение   есть   восприятие   несущественного   и   невосприятие
                                   Существенного.

           Неведение (Авидья) – это ошибочное, неправильное представление о существовании того, чего на самом деле не существует. Из-за Авидьи человек верит в то, что грубоматериальные творения вселенной – это единственное реально существующее, и что за пределами этого нет больше ничего. При этом он забывает, что грубоматериальная вселенная есть в сущности не что иное, как игра идей на вечном Духе – единственной Истинной Сущности, находящейся за пределами понимания грубоматериального творения. Это неведение является не только страданием само по себе, но также и источником всех остальных страданий человека.


           Стр. 43-44.     СУТРА 7-12.
                                      Авидья,  неведение,  имея  в  силу  поляризованности  двукратную   мощь,
                                  проявляется  как  эгоизм,  привязанность,  отвращение  и  слепое  упорство.
                                       Затемняющая  сила  Майи  создаёт  эгоизм  и  слепое  упорство; сила   по-
                                  ляризации   вызывает  привязанность (притяжение)  и  отвращение  (оттал-
                                  кивание).
                                       Эгоизм  является  результатом  неумения   различать физическое тело от
                                   истинного Я.
                                       Слепое  упорство есть результат  природной  обусловленности, то есть ве-
                                  ры в существование только грубой природы и признание её законов оконча-
                                  тельными истинами – вместо веры во всепричинные силы души.
                                        Привязанность  означает  жажду приобретения объектов наслаждения  и
                                   счастья.
                                        Отвращение    означает   желание   устранения   объектов,  вызывающих
                                  несчастье.
                                    
 
           Чтобы понять, каким образом Неведение оказывается источником всех горестей и напастей, необходимо вспомнить, что Неведение (Авидья) есть не что иное, как частица Тьмы (Майи), взятая в отдельности, как индивидуальное проявление Тьмы, и в качестве такового обладает двумя свойствами Майи (см. также разъяснение, данное в предыдущей главе).
           Одним из них является её затемняющая сила, под влиянием которой человек становится неспособным схватывать что-либо за пределами грубой материи. Эта затемняющая сила создаёт две другие силы: Асмиту (эгоизм), то есть отождествление своего Я с грубоматериальным физическим телом, которое есть не что иное, как эволюционное развитие атома – частицы космической силы; и Абхинивэйшу – слепое упорство в отстаивании веры в то, что грубая материя и её производные – это и есть последняя, окончательная истина.
           Второе свойство Майи, проявляющееся в Авидье, есть её поляризованное состояние (двойственность). Оно создаёт притяжение одних объектов и отталкивание других. Притягиваемые объекты – это объекты наслаждения и счастья, и для них формируется привязанность – Рага. Объекты, которые отталкиваются, - это объекты, вызывающие страдание, и для них вырабатывается отвращение – Двейша.


Ниданы (символические животные Востока)

Пратитья самутпада как буддийская концепция причинности.

Категория: Книги по Теософии | Добавил: vp777 (06.04.2009) | Автор: Сафонов Роман
Просмотров: 696 | Теги: Доктрина взаимообусловленного возни, Живая Этика, Теософия, Восточная астрология, Е.П. Блаватская, астрология, Агни-Йога, Ниданы | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2016