Парацельс «О нимфах, сильфах, пигмеях и саламандрах и о прочих духах».
Филипп Ауреол Бомбаст фон Гогенгейм Парацельс.
«О нимфах, сильфах, пигмеях и саламандрах и о прочих духах».
ПРОЛОГ
Мы хорошо
знакомы и свыклись весьма с творением всякого предмета, приведенного
к существованию Богом. Каждая страна имеет знание о себе
самой, о том, что появляется и произрастает в ней. Каждый
человек осознает самого себя. И точно так же любое искусство
или ремесло обладает знанием о своем предмете. Такое
сознание присуще всем творениям, которых Бог привел к
существованию, и нет ничего сокровенного, чего человек уже не
познал или не познает в будущем.
Это не значит, что все познание
существует в одном, а именно, что один человек все знает; но
каждый знает в своей области. И когда все сходятся вместе, тогда
все и становится известно. И это вовсе не означает, что всякая страна имеет знание
каждой другой страны, но что всякая владеет
своим собственным знанием, а когда
все они взяты вместе, тогда и появляется
знание обо всех о них.
И всякий город, село и дом имеют собственное
знание всех природных явлений. А что касается искусств и
ремесел, то все сотворенные предметы используются, одни так,— а
другие этак,— и пока все они используются, мы приходим
к пониманию того, для какой цели они были созданы. А
последнее умозаключение состоит в том, что все подвластно и
подчинено человеку.
Однако вещей больше, чем
мы осознаем и познаем в свете природы, и они над естеством и
превыше него. …
Ибо природа излучает свет, при котором возможно
ее ощущать, сама собою. Но и в человеке также есть свет,
благодаря которому человек слышит, познает и проникает в суть
сверхъестественного. Те, кто ищут в свете естества, говорят о
природе. Те же, кто исследуют в свете человека, говорят о большем, нежели
природа. Ибо человек — больше чем только природа. Он есть природа. Он также есть
и дух. Он также есть и ангел. И он имеет
качества всех этих трех сущностей.
Когда он блуждает в природе, то
рабски служит природе. Когда он странствует в духе, он служит
духу. Когда он переходит в ангела, его служение ангельское.
Первому дано тело, а другим дана душа; они суть богатство души.…
Ибо в этом предназначение человека — узнавать
о вещах и не быть слепым касательно их. Он наделен был
способностью рассуждать о восхитительных творениях Божиих и представлять
их другим. Для человека возможно исследовать сущность и
качества любого отдельного творения, которое создал Бог. Ибо нет ничего
сотворенного, чего человек не мог бы
исследовать. И все это было некогда сотворено
для того, чтобы человек не пребывал в праздности, но следовал путями Божиими через труды Его и изделия Его. И следовал ими не в грехе, не в прелюбодеянии, не в азартных играх, не в пьянстве, не в грабеже, не в присвоении
товаров или накоплении богатства для червей.
Но прилагая свою душу, свой внутренний
свет, свою ангельскую суть к глубокому
познанию божественных предметов.…
Тот, кто сопереживает и внемлет
многому на свете, будет столь же знающим и в воскрешении,
тогда как тот, кто ничего не знает, будет унижен. Ибо в доме Бога есть много обителей, и каждый обретет свою обитель согласно своим
познаниям.
Мы все образованны, но не в равной
мере, все мудры, но не в равной мере, все искусны, но
не в равной мере; и лишь тот, кто исследует явленный мир глубоко —
самый образованный, и мудрый, и искусный.
Ибо исследование и стремление познания
пребывают в Господе и избегают грехов этого мира;
и избегают они мирского служения, угодничества перед князьями,
придворных манер, изящных жестов; и учат они языки, в которых
также есть ругательства и ложные реченья.
Но что касается дивных творений Божиих, человек
изучает их через посредство своего внутреннего света и не
взыскует для этого языков. Покорность Богу — вот повеление человеку! Покорность людям
— что же это еще, как не пустая тень? За покорность не платят, и нет за это
вознаграждения. Человек смертен, и когда он
мертв, он обращается в прах. Что же
делать ему? — Он должен научиться большему,
нежели покорность, и дать покорности
действительно быть, и должен возлюбить ближнего
своего; тогда покорность появится сама
собой, как цветок и плод появляются на добром
дереве.
О, как радостен тот, кто мыслит вослед своему Творцу! Он обретает бисер, который не будет брошен свиньям. Но тот, кто мыслит вослед человеку, взыскует бисера, подобно свинье, которая перерывает все и не находит ничего полезного.…
Начинается
книга Теофраста
Трактат
1
Глава 1
Для начала было бы пристойно, если бы
я объяснил предмет, о котором буду писать ниже,—
о чем это все. Знай же, что цель этой книги — описать четыре
вида духов, а именно: водного племени, горного племени,
огненного племени и воздушного племени. …
Воистину, ученый должен
строить свои рассуждения на Святом Писании и брать из него
свои аргументы. Но в Писании ничего особенного не сказано ни об этих вещах, ни о том, что с ними делать или как исследовать их. …
Несмотря на то, что эти
вещи рассматриваются без помощи Писания, их изучение оправдано
тем фактом, что они действительно существуют. И предметы эти
должно исследовать точно так же, как и волшебство, если нам следует
верить в него, — а мы так и поступаем, и желаем выяснить его
происхождение. …
Но если нам разрешено знание о
дьяволе, и о духах, и о прочих подобных существах, тогда это есть
нечто, также заслуживающее исследования в отношении к его
природе. Мы достаточно могущественны, чтобы вникать во все творения
Божий, врачи — в целебные природные снадобья, апостолы — в
апостольские средства утешения. Ибо, как больной человек призывает
врача, предметы исследования призывают философа,
христианин призывает взявшего на себя грехи, а всякая работа —
своего умельца.
Такие творения Божий также необходимы и также имеют свое отличительное качество, ведь и они не были сотворены всуе.…
То
же самое относится и к вещам … — люди не находят их необходимыми и полагают
бесполезным говорить о них. Но, до тех пор пока имеется причина
для них, которая проступает явно и о которой я напишу в
шестом трактате, вовсе не бесполезно, а, напротив, необходимо
исследовать эти вещи и включать их в нашу мудрость и мышление,
чтобы размышлять над этими вещами вместе с другими, какова их
конечная цель.