Парацельс. "О нимфах, сильфах, пигмеях и саламадрах и о прочих духах". Часть 3.
Филипп Ауреол Бомбаст фон Гогенгейм Парацельс.
«О нимфах, сильфах, пигмеях и саламандрах и о прочих духах».
КНИГА ТЕОФРАСТА ГОГЕНГЕЙМА
О НИМФАХ, СИЛЬФАХ,
ПИГМЕЯХ И САЛАМАНДРАХ
Трактат 3
Как они приходят к нам и становятся видимыми для
нас
Все, что Бог сотворил, он открыл человеку и
позволил предстать перед ним, так что человек имеет и приобретает знание обо
всех явлениях этих творений. Так, Бог открыл дьявола человеку,
чтобы человек знал о дьяволе. И он же представил духов и другие, еще менее возможные
для человеческого восприятия предметы. … Настолько
часто, насколько это необходимо, чтобы верить и иметь веру в них.
То же самое случается с существами, о
которых я здесь пишу. Они также являются. Не с
той целью, чтобы они оставались, жили и смешивались с нами, но Бог
позволяет им приходить к нам и быть с нами столь часто, сколь это необходимо, чтобы мы познакомились с ними и узнали, что Бог творит дивные вещи. …И
раз уж мы знаем такое об одной вещи,
мы знаем достаточно обо всем и навсегда, сколь долго продлится семя человека, так что нет необходимости являть подобные вещи каждый день.
Водное племя
не только было воистину увидено человеком, но женилось на нем и
рождало от него детей. Точно так же горное племя: не только
было видимо, но люди говорили с ним, получали от него деньги, дары и подобные
вещи. То же самое случалось и с лесным племенем: люди
видели их, имели с ними дело, гуляли с ними. Точно также и с
вулканами, которые являлись человеку и открывались по существу... И
так много прошло перед человеком, что из этого он может извлечь
и взять на вооружение истинную философию, рассматривающую творения Бога посредством света разума человека, который был
дарован одному человеку из всех
других творений. Ибо подобное должно
восприниматься подобным, поскольку человек
есть дух и человек, вечное и смертное. Из
этого разумно следует знание других вещей... Так, человек не может философствовать в любое время о чем-нибудь, пока у него нет предмета. Предмета, от которого отталкивается его рассудок, и на чем
он основывается.
Если такой человек одержим злым
духом, он
должен это знать и размышлять над тем, что
это значит. Ибо не существует ничего, что остается сокрытым и не открывается. Все должно выйти наружу: творение, природа, дух, зло и добро снаружи и внутри, и все искусства, и все доктрины, учения и все, что было создано. Иногда подобные вещи становятся явными только
настолько, насколько они остались в
памяти народной. Они по-прежнему сокровенны
и не имеют широкой (всеобщей) известности…
А именно, нимфы становятся явными для нас,
но не мы для них, за исключением того, что они
говорят о нас в своем собственном мире, как говорил бы паломник, который побывалв чужих странах. Они не нуждаются в таком восторге,
который горное племя испытывает по отношению к нам. Ибо они имеют власть над человеком, но их мир не таков, чтобы они могли бы воспринять нас. Человек
телом не столь нежен,
он грубоват телом, а его среда нежна, в то время как у них все наоборот. Вот почему они могут хорошо
переносить нашу среду
обитания, а мы не можем переносить их среду. Их стихия также есть в себе их среда обитания, что для нас может не быть
средой…
Следует также знать, что не все из них могут
выходить за нас замуж. Первыми идет водное племя — они самые
близкие к нам. Следующим после них идет лесное племя, затем
горный и земной народец, который, однако, редко сочетается
браком с человеческим родом, а только обязан служить людям.
Знай также, что эти два племени — земной народец и вулканы — считаются
духами, а не тварями, и рассматриваются лишь как видения
или как духи. Ты должен знать, однако, что как только они являются, так они уже плоть и кровь, подобно другим людям, и вместе с тем они подвижны и быстры подобно духу, как уже говорилось в начале книге. Они также знают все будущие, текущие и прошлые дела, которые не явные, но
скрытые. В этом деле они могут служить человеку,
защищать и предупреждать его, руководить
им и тому подобное. Ибо они имеют рассудок
общий с людьми (за исключением души).
Они имеют знание и разум духа (за исключением
Духа Святого в отношении Бога). Таким образом, они высокоодаренные, и
они знают и предупреждают, так что человек может
узнать о таких вещах, и видеть их, и верить в существование таких творений. Для этой цели Бог позволил им являться человеку, чтобы он мог обрести знание и узнать, что Бог
приводит в исполнение в подобных созданиях. О нимфах же говорится, что они приходят к нам из воды и сидят на берегах
ручьев, где находится их обитель, где
их видят, берут также, хватают и
женятся на них, как мы уже сказали прежде.
Лесной народ, однако, телесно грубее, чем
они. Они не говорят. То есть они не могут говорить, хотя у них есть языки и достаточно всего того, что необходимо для речи. В этом они отличаются от нимф, ибо нимфы могут говорить на языках разных стран; людское племя, однако, не может, но они могут быстро научиться. Горные человечки наделены даром речи, как и нимфы, а вулканы ничего не говорят, хоть они могут говорить грубо и редко. Нимфы появляются, как уже было сказано прежде, в человеческой одежде, с человеческими чертами и желаниями. Горное племя подобно людям, но не высокого роста, а низкого; иногда они достигают половины роста человека или около
того, иногда больше. …
Когда же эти существа не во власти дьявола, они
человечны и стремятся к союзу с людьми, как уже было упомянуто.
Но они придерживаются образа поведения духов в том, как
они исчезают. Тот, кто имеет женой нимфу, не должен
позволять ей приближаться к какой бы то ни было воде или, по крайней мере, не
наносить ей оскорблений, пока они у воды. А тот, кто
имеет с собой горного человечка, не должен оскорблять его, особенно
в местах, где они могут потеряться. Они столь признательны человеку
и столь крепко с ним связаны, что не могут уйти от него до тех
пор, пока не будет на то причины, а это случается в местности,
из которой они пришли. Если у кого-то жена, она не уйдет от него
до тех пор, пока ее не побудят к этому в то время, когда они у воды.
В противном случае она не исчезнет, и ее можно удержать при себе.
Горные человечки также должны соблюдать свои обеты, когда они в услужении
и дали поручительство. Но следует также соблюдать обязательства, данные им, во всем, что их касается. Если обязанности соблюдаются как должно, они честны, постоянны и сосредоточены на своей работе. И следует знать, что они в особенности преданы человеку и
весьма склонны тратить деньги на него. Ибо
горное племя имеет деньги, потому что они
сами чеканят их. Вот как это следует понимать. Чего желает иметь дух, он
имеет, а их желания и стремления таковы, что, когда горный человечек желает или хочет сумму денег, он
имеет ее. Так, они дают деньги многим людям в горных штольнях, чтобы принудить их уйти; они откупаются от них. Все это — Божественное повеление, чтобы так они являлись нам и чтобы мы видели то, о чем трудно поверить по рассказам.
Человек — самое привязанное к земле из всех
творений. То, что он должен иметь и чего желает, он должен сделать
сам для себя, но он не обретает ничего одним лишь своим желанием
и вожделением. Но те племена имеют то, в чем они нуждаются и
чего желают. И никто из них ничего не делает для этого. Они обладают
этим без труда.